Хорхе Залзупин: классик бразильского модернизма
Хорхе Залзупин (Jorge Zalszupin, р. 1922–17 августа 2020) — архитектор, классик модернизма. Его творчество переживает настоящий ренессанс на волне интереса к бразильскому послевоенному дизайну. А цены на редкие предметы измеряются шестизначными цифрами. Он тесно работал с Оскаром Нимейером, который включал его мебель в свои архитектурные проекты — Palacio da Alvorada и Palacio do Planalto.
По теме: Квартира-галерея по проекту MNMA Studio в Сан-Паулу
Залзупина прославила уникальная, чувственная и невероятно современная мебель из дерева. Он родился в Польше, закончил Школу изящных искусств в Бухаресте, после чего работал в Париже. Именно там он знакомится с работами бразильцев Оскара Нимейера, и они поражают его. После Второй мировой войны, в 1950 году, Залзупин переехал в Бразилию.
«Бразилия приняла меня с распростертыми объятиями. Занятно, что в Париже, где я работал, район назывался Сан-Пол, и вот в Бразилии после Рио я переехал в город ровно с таким же названием — Сан-Паулу. Сначала я работал с Лусиано Корнголдом, знаменитым архитектором того времени — и тогда же, почти случайно, я встретил Аннет, мою будущую жену. Она работала во французском книжном магазине на нижнем этаже, а наш офис находился на верхнем. Анетт была моей первой девушкой в Бразилии — и стала моей судьбой на всю жизнь».
Почти сразу Залзупин был признан одним из выдающихся архитекторов послевоенного времени: он открыл обширную архитектурную практику. Он проектирует в Сан Паулу здания — и общественные (Edificio Aquarius), и коммерческие (знаменитый торговый центр Ibirapuera), и частные, и старается найти во всех своих работах баланс искусного ремесла и архитектурной формы. Именно через архитектуру он пришел к дизайну мебели.
В 1955 году он основал мастерскую про производству мебели L’Atelier. «Мебель я начал производить почти сразу же с первыми моими архитектурными заказами — предметы предназначались для их интерьеров. Сначала это были уникальные вещи, но потом мне стало гораздо интересней производить небольшие серии. Основной проблемой было как представить эту мебель публике. Но когда я задумался об аренде пространства, где можно было бы эту мебель продавать, все стали отговаривать меня из-за дороговизны аренды.
И я решил все делать сам — и производить мебель, и продавать ее, минуя крупные магазины. В моем доме был небольшой мезонин, и вот там я расположил коллекцию мебели, и мог показывать ее другим людям. Так родилось L’Atelier. Поначалу я даже не вполне понял, насколько хороша была эта идея. Но людей приходило все больше, они покупали целые гарнитуры, и просили еще. Моим первым объектом, который я cпроектировал, было кресло Dinamarquesa. Тогда же я придумал передвижной чайный столик. Они очень отличались по стилю от всего, что производилось в то время».
Одним из узнаваемых элементов периода L’Atelier стало использование древесины жакаранды, грецкого ореха и других редких сортов дерева: для них характерны насыщенные красные и коричневые оттенки. Залзупину нравились яркие цвета, в том числе и в обивке: багровый, ярко-зеленый — такие, какие он видел в природе Бразилии.
Лучше всего стиль Залзупина отражает его же собственный дом, который он построил в середине 50х годов. Чистые объемы и характерные элементы модернизма, обилие рустикальных деталей: деревянный реечный потолок в одном из холлов, потолочные балки темного дерева, голые каменные стены, плитка в испанской народной стилистике.
Все это, помноженное на избыточность и богатство бразильской природы, создает особое ощущение. Возможно, в этом сочетании секрет особой чувствительности Залзупина к созданию теплой, уютной и эклектичной атмосферы. Два самых знаменитых его кресла — Paulistana и Dinamarquesa — обосновались на долгие годы в гостиной архитектора.
Однако в 1960-е настало время более современных технологий. Для массового производства в 1968 году Залзупин совместно с Робином Дэем (Robin Day) спроектировал пластиковый стул Hille (сиденье поставлялось на разных основаниях в зависимости от его функции). Это был первый стул подобного рода, выпущенный в Бразилии. После дизайнер еще неоднократно обращался к производству пластиковых вещей — была создана коллекция Eva для фирмы Hevea, которая превратилась потом в отдельную марку.
Именно через работу с пластиком Залзупин вернулся в большую архитектуру после длительного и успешного периода марки L’Atelier, которая с 1970 года стала частью корпорации Forsa. Из небольшой мастерской она превратилась в настоящую фабрику по производству жилой, и офисной мебели (именно тут производилась мебель для вестибюлей международного аэропорта в Сан-Паулу, включая стойки регистрации).
«Это удивительно, но в юности я даже и мечтать не мог, что буду архитектором или дизайнером. Но однажды в Париже я увидел книгу с инициалами LC - Le Corbusier. И когда я просмотрел все до единого чертежи, рисунки и планы этой книги, я почувствовал такое волнение, которое могу вспомнить до сих пор — моя судьба в тот момент была решена».
Несмотря на то, что его работы менее известны, чем творчество его современников Серджиу Родригеса и Жоакима Тенрейро, Залзупин стал настоящим открытием последних лет. Сейчас в Бразилии регулярно проходят выставки его дизайна, а вещи выставляются в европейских и американских галереях коллекционного дизайна.