100 лет дизайна: лампа Tolomeo Микеле де Лукки
Tolomeo, спроектированный Микеле де Лукки для итальянской компании Artemide, — настоящий шедевр инженерии. Настольный светильник, способный изменить свое положение и тут же его зафиксировать, для своего времени был настоящим чудом. Он немедленно стал символом технологий, элегантности и универсальности. Tolomeo вошел в коллекции музеев, прочно обосновался в домах и офисах, став символом хорошего вкуса.
По теме: Микеле де Лукки: пять мыслей о свете, труде и чувстве будущего
Лампу выпустили в 1987 году, и это был тот типичный для Италии случай, когда владелец компании, а не дизайнер, инициировал ее появление. «Если быть точным, — рассказывает Микеле де Лукки, — то я спроектировал Tolomeo в 1985 или 1986 году. В то время я все еще был в группе Memphis, мы часто встречались с Этторе Соттсассом и много работали, однако я уже стремился к большей самостоятельности, у меня были определенные идеи и желание их воплотить.
Я много общался с Эрнесто Джизмонди, владельцем компании Artemide. Он хотел сделать суперфункциональную лампу, в своем роде образец для подражания, архетип. Я работал над несколькими образцами, и принес ему свой блокнот с набросками, которые сделал во время путешествий, в поезде и самолете. И там, как раз, был первый эскиз Tolomeo. Я предполагал, что Tolomeo станет моей лампой над моим дизайнерским столом, поскольку проводил за ним много часов в день, и мне был нужен действительно хороший свет.
Нам нужно было создать такую конструкцию, которая бы работала, как плечевое соединение. Она должна была свободно двигаться. Мы с Джизмонди использовали рессору (пружинное соединение) и кабель, который пролегает внутри металлической детали. Еще одно сходство этой лампы — с лебедкой на рыболовецких лодках.
С одной стороны, нам нужна была свобода, а с другой — устойчивость положения. Важный момент: менять положение лампы должно быть легко, одной рукой. Одно движение — и лампа уже под нужным углом, больше не двигается, и абажур не колышется.
Важная особенность этой модели — абажур. Нужно было сделать такой, который скрывал бы всю инженерию, и при этом выглядел знакомо и просто. В абажуре есть трюк: лампа накаливания (сейчас ее, конечно, заменили на светодиодный источник) располагалась в абажуре не параллельно ему, а под углом — что очень важно, поскольку это давало более рассеянный, неагрессивный свет. Возможно этим и объясняется успех Tolomeo: он не утомляет и не беспокоит глаза».
Изначально модель выпускалась в алюминии. Сейчас в каталоге множество цветов и оттенков. Artemide производит целое семейство Tolomeo: от микро-настольных ламп до торшеров величиной в человеческий рост и бра (семейство насчитывает уже почти три десятка разновидностей). Везде сохранен тот самый механизм первой лампы.
Модификации 90-х годов проектировались совместно с Джанкарло Фассина (в т.ч. уличные модели). Tolomeo также существует в виде трансформера (то есть его функцию можно менять с помощью разных оснований).