100 лет дизайна: стул-привидение Филиппа Старка
Стул Louis Ghost по дизайну Филиппа Старка — настоящая икона дизайна начала XXI века. Это самый известный и продаваемый стул компании Kartell. За сравнительно небольшой период существования (стул появился в 2002 году) выпущено более полутора миллиона экземпляров.
Филипп Старк рассказывает: «Мне хотелось создать стул, который был бы выражением коллективной памяти. Который напоминал обо всех исторических стульях сразу — и затея удалась. За основу я взял классическое кресло в стиле Людовика XVI, но вместо дерева выполнил его в прозрачном пластике, чтобы подчеркнуть всю условность его существования в наши дни. Но самое интересное в этом стуле другое.
Я путешествую по всему миру. И нигде – ни в Китае, ни в Америке, ни в Японии, я не видел ни одного сломанного стула Louis Ghost. Он очень прочный. Вы можете увидеть много других белых пластиковых стульев, искореженных и разбитых. Но среди них не будет ни одного стула Ghost».
Стул выполнен без единого соединения, это литая конструкция. Он был изначально сделан для универсального использования: в интерьере, и на улице; качество пластика это позволяет. Поэтому он легко подходит для веранд, террас и ресторанов.
Самый первый «Призрак» (так переводится Ghost) был сделан из совершенно прозрачного пластика Lucite. Эта версия остается наиболее известной, поскольку этот прозрачный объект, у которого издалека угадывался только контур, и являл собой «призрак». Тем не менее сейчас палитра расширилась: Louis Ghost бывает и непрозрачным черным, и красным, и нескольких карамельных оттенков.
Самый первый знаменитый интерьер, где Старк использовал эту модель – ресторан Kong в Париже. Спинки стульев были украшены изображениями восточных красавиц. С тех пор эту популярную террасу с видом на Париж фотографировали бессчетное количество раз.
Стул так популярен, что его часто используют в качестве основы для различных арт-версий. Уже были выпущены авторские экземпляры дизайнеров и художников в 2011 году в рамках проекта Kartell Loves Milano. Тогда над дизайном этого культового объекта трудились режиссер Роберт Уилсон, студенты Академии Брера, сам Филипп Старк и другие знаменитости.