100 лет дизайна: стул Eames DSW Чарльза и Рэй Имз
Стул Eames DSW по дизайну Чарльза и Рэй Имз впервые он был показан публике в 1948 году, и в то время это был фактически первый пластиковый стул, изготовленный промышленным способом. Eames DSW по сути стал манифестом работы Имзов как дизайнеров: в нем сочетаются два основных принципа, возведенных в абсолют — простота и функциональность.
По теме: Чарльз и Рэй Имз: самые знаменитые дизайнеры Америки
Пластиковый стул Eames DSW (аббревиатура расшифровывается как Dining Height Side Chair Wood Base) официально появился в 1950 году. Чарльз и Рэй Имз уже имели огромный десятилетний опыт в области проектирования, причем не только в области мебели, но и медицинского оборудования — в частности, шин (медицинских фиксаторов) для госпиталей. Именно в военные годы, под давлением обстоятельств, когда нужно было найти оптимальный баланс между скоростью производства, качеством и легкостью воспроизведения предметов, были выработаны основные методы их дизайна.
Они применяли неприхотливые недорогие материалы (фанеру и пластик), при этом главные эксперименты лежали в области технологий и эргономики. Для них было важно, чтобы вещь отвечала удобству максимального количества людей, независимо от их комплекции. Первым шедевром в области эргономики как раз и стал стул Eames DSW: в нем применен принцип разгрузки давления на поясницу, что сделало его одним из самых удобных сидений в мире.
Стимулирующим поводом к появлению стула стал революционный конкурс, объявленный Нельсоном Рокфеллером, президентом MоMA. Критерии конкурса были сформулированы на знаменитом ужине в октябре 1947 года, где собрались лидеры мебельной промышленности США. За ужином прозвучала обеспокоенность тем фактом, что мировое правительство и промышленность сосредоточены исключительно на решении проблемы доступного жилья, но при этом совершенно не уделяет внимания «разработке и производству хорошей, недорогой и привлекательной мебели». На первый план организаторы конкурса выдвинули потребность в хорошо разработанной мебели среднего ценового сегмента, подходящей для большинства людей; мебель, которую можно легко перемещать, хранить и обслуживать — такую, которая бы отвечала потребностям современной жизни.
Имзы не могли не откликнуться — удобное, красивое и недорогое было их фирменным приемом. Они были молоды, азартны и с охотой приняли вызов – кроме того, они не понаслышке понимали суть проблемы, связанной с повышенной заинтересованностью в архитектуре и почти полным отсутствием интереса к мебели. Буквально двумя годами раньше, в 1945, они сами взялись за разработку экспериментального дома Case Study House № 8, в котором использовались новые материалы и технологии, разработанные во время Второй мировой войны. Сутью было создать сборную модель в современном стиле, которую можно было бы легко построить. Их проект оказался настолько удобным, что в итоге позже они сами стали жить в подобном доме.
Как раз после окончания работы над проектом дома Чарльз и Рэй принялись за разработку стула — это случилось в 1948 году. Заявку на конкурс подавали от имени Чарльза — его
Это стул, как и многие другие произведения Имзов, подделывали бесконечное количество раз. Одна из громких историй, произошедших несколько лет назад в Великобритании — крупный ритейлер Aldi преставил на своем сайте пару стульев Eiffel всего за 39,99 фунтов: стулья выглядели как слепок со знаменитого Eames SDW. Проще всего отличить подделку по винтам и соединениям деревянных деталей с сиденьем: они разительно отличаются от оригинальных.