100 лет дизайна: марсельская лампа Ле Корбюзье
Компания Nemo продолжает издавать оригинальные проекты известных архитекторов и дизайнеров прошлого. Впечатляющий взнос во вневременную коллекцию вещей — воспроизводство светодизайна от знаменитого основоположника модернизма Ле Корбюзье, в частности его «марсельской лампы» — Lampe de Marseille.
По теме: 100 лет дизайна: Parliament Ле Корбюзье
Благодаря поддержке и руководству Фонда Ле Корбюзье в Париже, компания Nemo (подразделение итальянского бренда Cassina) начала производство светильников, которые изначально были разработаны Ле Корбюзье для его собственных архитектурных проектов.
Цель Nemo состояла не в том, чтобы воспроизводить винтажные модели, а в том, чтобы производить вводить инновационные технические обновления, добавляя отделки и детали, но сохраняя при этом оригинальную сущность и уникальную продукта. «Мы верим, что при проектировании архитектуры и объектов мы обязаны смотреть вперед и оглядываться назад, между следами прошлого и амбициями на будущее, — считает Федерико Палаццари, глава и владелец Nemo Lighting. — Говоря о Ле Корбюзье и Шарлотте Перриан, мы являемся современным интерпретатором их проектов.»
Lampe de Marseille создана для жилого комплекса в Марселе в 1949–1952 годах. «Жилая единица» (Unité d'Habitation) — первый масштабный проект Ле Корбюзье, его идеи были сосредоточены на создании универсальной типологии жилья, на организации совместного проживания всех жителей, которые могли бы ходить по магазинам, развлекаться и общаться вместе в «вертикальном городском саду».
«Жилая единица» — это «город внутри дома», пространственно и функционально оптимизированный для своих обитателей. 18-этажный марсельский дом рассчитан на 1600 человек. В отличие от множества многоэтажных зданий, квартиры здесь располагаются не по обе стороны длинных коридоров, а вдоль каждой стороны дома. Ле Корбюзье спроектировал двухуровневые квартиры, что уменьшило количество коридоров до одного на три этажа и позволило разместить больше квартир в здании. В каждой квартире есть балкон, защищенный от солнца экранами и обеспечивающий сквозную вентиляцию по всей площади.
При проектировании каждой «жилой ячейки» и общественных пространств Ле Корбюзье активно применил свои теоретические разработки — новую палитру «Архитектурную полихромию» и систему «Модулор».
Теоретик модернизма Ле Корбюзье подчеркивал, что в связи с переходом в 1795 от античной системы антропоморфных мер был утрачен эффект гармонического резонанса пропорций человека и окружающей среды. Архитектура стала чуждой человеку прежде всего пропорционально, а затем, как неизбежное следствие, эмоционально и духовно.
Убедившись на собственном опыте в изъянах индустриального метода изготовления деталей и блоков, Ле Корбюзье разработал инструмент пропорционирования, «настроенный» на шкалу «золотых отрезков». По замыслу архитектора с помощью его пропорциональной системы можно определять пропорции строительных деталей, соблюдая многообразие элементов. Их взаимные размеры будут антропоморфными и, следовательно, способными вызывать ощущения гармонического резонанса.
Lampe de Marseille — один из немногих интерьерных предметов, спроектированных лично Ле Корбюзье. Лампа представляет собой регулируемый светильник на кронштейне с вращающимся креплением на стену и вращающимся алюминиевым диффузором. Доступен он в матово-сером, белом или черном корпусе с белыми внутренними диффузорами. Бра дает прямое и рассеянное освещение. Выпускается сегодня Lampe de Marseille как в обычном, так и в уменьшенном размере.
«Наши глаза созданы, чтобы видеть формы в свете; свет и тень раскрывают эти формы; кубы, конусы, сферы, цилиндры или пирамиды — это великие первичные формы, которые свет раскрывает в пользу. Их образ отчетлив и осязаем внутри нас без двусмысленности. Именно по этой причине мы понимаем, что это красивые формы, самые красивые формы», — писал Ле Корбюзье.