100 лет дизайна: кресло Sanluca Акилле и Пьер Джакомо Кастильони
Кресло Sanluca, созданное братьями Акилле и Пьер Джакомо Кастильони в 1960 году, вошло в число знаковых предметов итальянского дизайна. Его аэродинамическая форма показывает, насколько дизайн может отражать эпоху, тенденции и культурные ценности.
По теме: Акилле Кастильони — эксцентричная легенда итальянского дизайна
Знаменитые итальянские дизайнеры, братья Ливио и Пьер Джакомо Кастильони, работали вместе с 1930-х годов. После второй мировой войны к их тандему присоединился младший брат Акилле (он как раз стал дипломированным архитектором), а в 1952 году Ливио основал собственную студию, которая сосредоточилась на освещении и звуковых инсталляциях. Пьер Джакомо и Акилле продолжили работу — вместе они стали бесспорными мастерами современного дизайна, создав лампы Arco, Frisbi и Parentesi, кресло Sanluca, столы Bramante и Leonardo da Vinci.
Их творческий метод был одновременно блестящим и логическим. Они смогли виртуозно совершить переход от ремесленной традиции, присущей итальянской культуре, к области промышленного дизайна. «Начинайте с нуля. Придерживайтесь здравого смысла. Осознавайте свои цели и средства, которыми вы будете их достигать», — говорил Акилле Кастильони. Оба брата обожали парадоксы. Их отличало новое отношение ко всему, что их окружало — они воспринимали мир сквозь призму своих идей.
Братья извлекали пользу из каждого нового тренда, который они замечали. Отсутствие крупной архитектурной практики (после войны всем выпускникам архитектурных вузов получить проект было сложно) повлияло на то, что они больше интересовались объектами, и старались применить свои знания в малых жанрах. Индустриальный бум, начавшийся в Италии в 50-х годах, сделал возможным не только разработку, но и выпуск множества вещей, которые сейчас считаются классикой дизайна.
Идея кресла Sanluca была одновременно проста, и сложна: она состояла в том, чтобы убрать традиционную набивку, оставив только «строго необходимые» изгибы для оптимальной поддержки. Братья разрабатывали его таким образом, чтобы каждая часть тела сидящего находилась в удобном положении, и при этом вся конструкция выглядела бы красиво. Кресло состоит из отдельных частей: сиденья, спинки, подголовника и подлокотника, и в каждом фрагменте — различный уровень набивки.
Многие видели в Sanluca отдаленное сходство со старинными сиденьями: передняя часть кресла судя по всему была заимствована от барочных кресел XVII века. Объединение панелей вогнутой формы придало всей конструкции пространственный и аэродинамический аспект. Впоследствии братья еще не раз вместо создания прочной конструкции для последующей обивки предпочитали предварительно сформированные панели. Они их предварительно обивали и подготавливали для крепления к металлической конструкции, применяя ту же технику, которая используется при производстве сидений для автомобилей. Это было сделано с первую очередь, чтобы облегчить процесс серийного промышленного производства: пять элементов, из которых состоит кресло, создаются независимо друг от друга, а потом собираются вместе.
Модель Sanluca была представлена в 1960 году на XII Миланской Триеннале. Это была одна из самых знаковых для своей эпохи выставок, куда съезжались промышленные дизайнеры со всего мира (именно на ней приз получил Тапио Вирккала за свою вазу-айсберг). Первые тиражи выпускались компанией Gavina. С 1960 по 1969 год кресло производила компания Knoll International: модель можно было заказать в обивке из кожи или хлопка. В 1990 году под руководством Акилле Кастильони кресло стала выпускать фирма Bernini: использовалась кожа натуральных нейтральных оттенков, а также красного или черного цвета.
С 2004 года культовое кресло выпускает Poltrona Frau. В 2018 году, спустя сто лет после рождения Акилле и пятьдесят лет со дня смерти Пьера Джакомо, Poltrona Frau представила лимитированную версию кресла Sanluca (50+50). Для рисунка обивки были выбраны работы Макса Хубера. Хубер был другом братьев Кастильони и сотрудничал с ними в проектах для Rai, Telecom и Montecatini.
Для обивки на фабрике выбрали не публиковавшийся ранее рисунок из архива художника, созданный в 1968 году. Выразительная абстракция «Геофизические волны» была перенесена на шерсть и хлопок, оживляя кресло Sanluca и придавая ему дополнительную динамику. Модель представлены в двух вариантах: 50 экземпляров с черными волнами на белом фоне и 50 — с белыми волнами на черном фоне.