100 лет дизайна: кресло-цветок Масанори Умеды
Предмет, который украшает сегодня частные коллекции и входит в постоянное собрание музеев, Масанори Умеда, (р. 1941) создал тридцать лет назад, в 1990 году. Японский дизайнер творил в составе знаменитого объединения Memphis в Милане, под руководством Этторе Соттсасса. Для мемфицистов форма не должна была следовать функции: они ставили под сомнение рационализм модернистской школы. Объекты напоминают игрушки: веселая свобода, анархия идей. Антидизайн «Мемфиса» отличался яркими красками и говорил языком поп-арта.
По теме: 100 лет дизайна: кресло Vermelha братьев Кампана
«Современная индустриализация на Западе отдает приоритет функционализму и эффективности, разрушая прекрасную природу, — говорил Умеда. — Вот почему мои дизайнерские работы вдохновлены образами животных и растений». Масанори Умеда создал кресло Getsuen в форме раскрывающегося бутона. Бархатистая обивка имитирует мягкость лепестков, а колесики (для удобства перемещения кресла) окрашены так, чтобы выглядеть как фрагмент стебля.
Для производства Getsuen потребовалась не только поэтическая любовь дизайнера к цветам, но и усилия целой команды инженеров итальянской компании Edra. Каркас сделан из литой стали, мягкие «лепестки» — при помощи полиуретановой заливки. Передние опоры представляют собой небольшие стальные сферы, а задняя — колеса, покрытые флуоресцентным составом.
Дизайнер Масанори Умеда вспоминает историю создания кресла: «Моя жена обожает цветы. Она сумела воссоздать в нашем крошечном дворе в Японии удивительно гармоничный сад в английском стиле: помимо прочего в нем множество ваз с бесчисленными видами цветов. Это настоящий небольшой ботанический сад посреди мегаполиса.
Каждый год наш сад, усыпанный цветами, поражает прохожих. Некоторые даже приезжают издалека, чтобы стать свидетелями этого «цветочного шоу». Однажды поздним летним вечером, когда светила полная луна, меня тронул небесно-голубой цветок с пятью лепестками, кикё — колокольчик, что расцвел в углу сада. Это зрелище чрезвычайно тронуло меня. И в тот момент родилась моя идея коллекции предметов-«цветов». Getsuen — это сад в полнолуние, явление дистиллированной природной красоты. Цветы прекрасны, но их жизнь, увы, коротка. Мои же «цветы» для Edra живут более тридцати лет. И некоторые будут продолжать цвести вечно в залах музеев дизайна».
Объекты, подобные креслу по проекту этого японского дизайнера, ускользают от определений и типологий: они просто становятся знаками. В компании Edra уверены: это кресло не переродилось в икону дизайна, оно было иконой рождено. Особенность форм, чувственность линий и красного бархата, делает кресло в виде цветка неповторимым. Кресло как посвящение тому, кто пытается увидеть мечту в повседневной жизни. «Я надеюсь, что одно из моих кресел-цветов сможет создать вокруг себя непринужденную обстановку», — говорит Масанори Умеда.
«Дизайн Масанори, необычный по форме и сложный с точки зрения производства, передает настоящую японскую атмосферу: это дух уважения и элегантности, — уверен Валерио Мадзеи, президент Edra, — Я помню нашу первую встречу в 1990 году: дизайнер проехал к нам из Японии до Тосканы с коробкой, в которой были несколько макетов крошечных кресел в форме цветов. И это была любовь с первого взгляда, так родилась коллекция Flowers».