Сержиу Родригес: рождение бразильского дизайна
Архитектора Сержиу Родригеса (Sergio Rodrigues, 22.09. 1927– 01.09. 2014) считают отцом бразильского дизайна. Он создавал свои предметы, используя элементы модернизма — однако в его творчестве они превратились в уникальный язык, адаптированный к климату и культуре страны. Если в бразильской архитектуре самобытная трактовка модернизма была очевидна, то в мебели до Родригеса ярко выраженного стиля не существовало. «Бразильской мебели не хватало национальной идентичности, достигнутой в архитектуре», — утверждал архитектор. Он стал использовать формальные элементы архитектуры в дизайне мебели.
По теме: Бразильские модернисты
Родригес родился в Рио-де-Жанейро в семье бразильских художников и интеллектуалов. Его с детства окружали искусство и культура. Его дедушка Марио был известным журналистом; дядя Нельсон был драматургом и писателем; отец, Роберто, был художником-графиком.
Родригес окончил Национальный факультет Arquitetura в 1952 году. После получения диплома он вместе с друзьями открывает Moveis Artesanal Paranaense — первый магазин современного искусства и мебели в Куритибе. Однако, хотя появление этого места вызвало большой интерес, коммерчески идея оказалась провальной. Одним из первых архитектурных проектов Родригеса стал Гражданский центр Куритиба: над ним он работал вместе с Дэвидом Азамбуджа, Флавио Реджис ду Насименту и Олаво Редиг де Кампос. В это же время Родригес внимательно изучает постройки Оскара Нимейера и Луисо Коста: его интерес находит отклик, он начинает дружить с мэтрами — и общение с ними окажет серьезное влияние на формировании эстетики его дизайна.
Позже, в 1955 году Родригес основывает новую мебельную компанию Oca: сейчас она является одной из самых влиятельных современных фирм Бразилии. Он покидает компанию в 1968 году и до конца жизни работает в своей студии. Его интересует созданием мебельных линий для промышленного производства, архитектурных проектов, гостиничных, жилых и офисных помещений. Также он внес вклад в развитие систем сборных домов.
Вероятно, самое известное кресло Родригеса — кресло Mole, созданное в 1957 году. Оно было представлено как образец бразильского дизайна на мировой сцене и завоевало первый приз Международного мебельного конкурса в итальянском Канту в 1961 году. Предмет произвел впечатление своими пропорциями, оригинальными материалами и удобством. Родригеса вообще больше всего интересовала эргономика — возможно, даже больше красоты. Точно высчитанное удобство становится популярным: его мебелью оформляют интерьеры Нимейера в новой столице Бразилиа, а также посольство Бразилии в Риме.
Мебель Родригеса сделала возможным возникновение самого феномена бразильского дизайна: он не только задал стандарты современного стиля жизни, но и проложил путь своим соотечественникам на международный рынок. Одна из важных особенностей — использование традиционной для Бразилии древесины. Его ремесленный подход к работе с жакарандой, перобой и имбуйей оказался выражением национальной самобытности и вкуса. Эти конструкции отражали остроумие и общительность, свойственные бразильскому характеру. Он был человеком, который знал, как перевести стиль жизни с его юмором и непринужденностью в утилитарный предмет мебели. Среди наиболее ярких творений Родригеса — разнообразные деревянные стулья и столы для террас, а также кресла с каркасом из цельного дерева и мягкими чашеобразными сиденьями (как кресло Voltaire).
С момента основания собственной студии в 1968 году Родригес оттачивает свое мастерство с той редкой настойчивостью, которую можно сравнить с подходом к разработке мебели у Ханса Вегнера. Все последующие десятилетия архитектор посвящает поиску лучших решений, при этом сохраняя свой узнаваемый стиль и характерную игривость. За свою карьеру он спроектировал более 1200 стульев и других предметов мебели — таким же плодотворным был и его датский современник Вегнер. «Меня интересовал поиск тех материалов, которые выдают бразильское происхождение: породы благородного дерева, плетеная солома, которая завозилась из Индии и затем поставлялась Европу. Думаю, что именно это сочетание весьма характерно и узнаваемо для Бразилии», — говорит Родригес в одном из своих интервью.
«До того, как он начал создавать свои скульптурные предметы, никто не интересовался мебелью как самостоятельным жанром, — говорит Карлос Жункейра, уроженец Сан-Паулу и владелец институции Espasso, которая пропагандирует бразильскую мебель по всему миру (с шоу-румами в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе), — Его часто называют отцом бразильского дизайна. До него нашей стране дизайну не придавали никакого значения. Он был первым, в чьих предметах люди смогли найти вдохновение».
В 1999-м году права на переиздание вещей Родригеса получила бразильская компания LinBrazil. С этого момента было произведено множество коллекций: культовая мебель была переиздана как в оригинальных материалах, так и в новых, лимитированных сериях.