Марио Беллини: неутомимый классик
Архитектор Марио Беллини (р. 1935) в профессии уже более полувека. Он — признанный столп индустрии и один из деятельных создателей бренда «итальянский дизайн».
Восемь раз Беллини становился лауреатом премии Compasso d'Oro («Золотой циркуль»). В 1987 году ньюйоркский Музей современного искусства (MoMA) организовал ретроспективу его работ (к тому времени уже 25 объектов находились в постоянной коллекции, включая легендарные диван и кресло Le Bambole, B&B Italia, 1972, премия Compasso d'Oro). До Беллини такой чести прижизненно не удостаивался ни один дизайнер. В декабре прошлого года Италия вручила ему Золотую медаль за достижения в области архитектуры.
За долгую карьеру он спроектировал множество предметов, ставших иконами дизайна. Печатные машинки и платежные терминалы для Olivetti, стулья и диваны для B&B Italia и Cassina, офисные кресла для Vitra, светильники для Artemide и Flos, кровати для Flou, столы для Poltrona Frau, автомобили для Renault, Lancia и Citroën, вазы и столики для Kartell, газовые плиты для Smeg, посуда для Rosenthal — наверное, нет такого раздела в промышленном дизайне, где бы не поработал Марио Беллини. Что бы он ни создавал, в подходе чувствуется высокая культура и уважение к предмету.
Марио Беллини родился в 1935 году в Милане, в 1959-м закончил знаменитый миланский Политех, получив диплом архитектора. Но, как большая часть его соотечественников и коллег по профессии, в 1960-е, вместо проектирования зданий с головой погрузился в промдизайн. В 1961-м он стал арт-директором крупнейшего миланского универмага La Rinascente, который сыграл важную роль в продвижении итальянского дизайна. А вскоре и сам начинает создавать этот дизайн. Правда, на первых порах он занимается не стульями и светильниками, а оргтехникой.
В 1963-м Марио Беллини стал дизайн-консультантом компании Olivetti. За почти 30 лет сотрудничества он спроектировал для бренда несколько десятков моделей оргтехники. Эргономичные и интуитивно устроенные печатные машинки, компьютеры, кассовые терминалы и аппараты, телетайпы и принтеры заполняли офисы, банки, конторы и магазины.
В середине 1960-х Беллини стал работать и для мебельных фабрик Cassina и B&B Italia (которая тогда еще называлась C&B). Он делает яркие объемные диваны, изящные, словно созданные росчерком пера, стулья и респектабельные кожаные кресла. Такие модели, как стул и кресло CAB (Cassina), диван Le Bambole (B&B Italia), светильник Area (Artemide), стали классикой и вошли в постоянную коллекцию нью-йоркского MoMA. В конце 1970-х швейцарская компания Vitra решила заняться офисным сегментом и пригласила на помощь Марио Беллини. Он спроектировал для бренда целую линейку офисных кресел, оборудованных всевозможными адаптационными механизмами, чутко реагирующих и мгновенно подстраивающихся под каждого пользователя.
В конце 1980-х, собрав все возможные премии и награды в промышленном дизайне, Марио Беллини обращается к архитектурной деятельности. Он открывает бюро Mario Bellini Architects, в котором сейчас трудится более 250 специалистов. Его карьера архитектора развивается без ярких всплесков, но вполне успешно.
Среди работ последних лет — грандиозный конгресс-центр MICO в Милане — самый большой в Европе (2012), павильон исламского искусства в парижском Лувре (2012), реконструкция и модернизация Музея истории Болоньи (2012), реконструкция штаб-квартиры Deutsche Bank во Франкфурте-на-Майне (2011), модернизация офисно-гостиничного центра Verona Forum в Вероне (2011), постройки в США, Японии, Австралии. Сейчас ведется строительство научно-технологического парка Progetto Leonardo в Генуе. В этом году будут сданы Терминал 3 в римском аэропорту Фьюмичино и Музей Форума в центре Рима.
Выставочный дизайн и музейная сценография — еще одна сфера, где преуспевает Марио Беллини. Как большой поклонник искусства и коллекционер, он не мог обойти ее стороной. За свою карьеру он оформил по крайней мере два десятка различных выставок, посвященных истории дизайна, современной архитектуре, искусству Ренессанса и барокко.