Ээро Аарнио: дизайнер лучшего и вечного
Пионер пластика, живой классик финского дизайна Ээро Аарнио (р. 21 июля 1932 г., Хельсинки) — автор объектов не просто культовых, а вневременных. Его дизайн уже давно не привязан к 60-м годам XX века и адекватно существует в современном интерьере.
По теме: Юкка Саволайнен: 5 знаковых фигур финского дизайна
Он называет себя международным дизайнером и не соотносит себя с культурой финского дизайна, но ведет вполне финский образ жизни — на берегу озера в собственном доме с огромной мастерской (дом создан по его собственному проекту, и это его единственный архитектурный опыт).
Учился Аарнио в 1954—1957 годах в Институте прикладного искусства в Хельсинки. Начинал карьеру, работая на крупную финскую компанию Asko. В карьере Аарнио важен опыт работы в мастерских крупнейших финских дизайнеров: Илмари Тапиоваара и Антти Нурмесниеми (Antti Nurmesniemi). От них дизайнер, по его словам, научился жесткой, почти военной дисциплине в проектировании (Тапиоваара делал, среди прочего, мебель для финской армии), и способности выдерживать сроки проектов: «в 50-е годы, чтобы успеть послать работу на конкурс до полуночи, нужно было мчаться в аэропорт, только там можно было купить почтовые марки в позднее время».
Аарнио открыл собственную студию в 1962 году. Независимым и успешным дизайнером его сделало кресло Ball в 1963-м. На создание хита подтолкнула жизнь: маленькие дети и необходимость содержать семью. Первый экземпляр был сделан вручную.
«Когда я продумывал дизайн cферического кресла, мне, в первую очередь, предстояло понять, каким образом я смогу изготовить саму форму и какие материалы при этом возможно использовать. Брат моей жены, который занимался производством самолетов-глайдеров, убедил меня, что такое кресло изготовить возможно с помощью авиатехнологий, и обещал помочь. С размером кресла было определиться довольно просто. Я сел на табурет и попросил жену провести арку на стене прямо надо мной. Это и был правильный диаметр.
Далее была создана круглая форма из фанерных «меридианов» и «параллелей» наподобие глобуса. Ее покрыли бумагой, пропитанной так называемым «жидким стеклом», или силикатом натрия. После недельной просушки оказалось, что поверхность повело, она была катастрофически неровной. Пришлось делать повторную заливку с более нежной бумагой: использовали вымоченные в жидком стекле газеты и даже туалетную бумагу. Следующая версия уже была настолько хороша, что мы смогли приступить к заливке стекловолокном.
Кресло Ball. Eero Aarnio Originals.
Кресло обрело невероятную прочность и упругость. Потом его отправили в обивочный цех на фабрику Artek, и оно вернулось готовым в мой дом. Самое первое кресло Ball до сих пор стоит у меня в фоей, только цвет поменялся с серого на белый».
То первое кресло представила компания Asko в 1966 году на выставке в Кельне. Успех был ошеломительным. За неделю выставки его заказали покупатели из 30 стран. Cегодня знаменитое Ball фигурирует в голливудских кинолентах («Марс атакует», «Люди в черном» и пр.) и в самых разнообразных домах — от американских кинозвезд до финского президента и князей Монако. А объекты Аарнио давно пополнили коллекции крупнейших музеев мира: нью-йоркского MoMA, лондонского V&A, Музея дизайна Vitra в Вайле-на-Рейне.
Кресло Ball. Eero Aarnio Originals.
Аарнио смог продолжить карьеру независимого дизайнера. С тех пор он работает в одиночку, без приглашенных стажеров. Он обходится без компьютера, предпочитает карандаш и бумагу, полномасштабные модели выполняет на огромном столе в собственной мастерской.
До сих пор обожает «примитивные эксперименты» в работе с формами — сразу старается воспроизводить их в натуральную величину. Аарнио называет это одной из главных своих отличительных черт: он стремится работать с материалами будущего, с формами будущего, но при этом сохранять традиционные методы производства. «Я стараюсь рисовать вещи в масштабе 1:1, это сразу дает представление о многих деталях».
Вместе с тем он старается создавать такие формы, которые будут выразительными вне зависимости от их размера, часто делает версии кресел для детей (тот же Ball) или превращает стойку для одежды в подставку для ювелирных украшений, просто изменив масштаб.
Его увлеченность современными материалами и технологиями сильна до сих пор. «К работе с деревом я смог приступить только недавно. Дерево никогда не интересовало меня: из него было невозможно создать новую эстетику формы, к которой я стремился, для этого подходил только пластик. Сейчас же появились станки, которые могут обрабатывать дерево в любом направлении и под любым углом, нужно исследовать эти возможности».
Знаменитый дизайнер живет со своей женой Пиркко больше 50 лет, у них двое детей и много внуков. «Мне пришлось перестраивать свой дом, чтобы вся семья могла разместиться во время праздников. Недавно у нас собралась большая часть — 12 человек». Он не скрывает своего трепетного отношения к детям, и дизайн для детей занимает важную часть в его проектах (модели Poni, Tipi, Puppy, Rosinant).
Аарнио всегда оставался верен собственному стилю: яркий открытый цвет, сильный игровой элемент, причудливость формы. Созданные в 60-е годы кресла Bubble, Tomato, Pastil близки по духу дизайну 90-х и начала 2000-х годов — Formula, Cognac XO, Soap. За счет универсальной выверенной формы и прочного материала Аарнио удалось избежать ассоциаций исключительно с эпохой поп-арта.
В 2016 году была создана фирма Eero Aarnio Originals. Компания занимается производством вещей по дизайну Аарнио и их дистрибуцией по всему миру. Управляет ею давний друг дизайнера. «Я не могу подсчитать, сколько подделок моих работ сейчас по всему миру. Известно, что в Китае произвели как минимум 3000 копий и тут же их распродали».
Сейчас предметы по его дизайну продаются более чем в 60 странах мира. Аарнио проектирует мебель, светильники и аксессуары, пробует себя в ювелирном искусстве, мечтает создать электромобиль и индустриальный сборный дом.