7 фактов о Вальтере Гропиусе
Немецкий архитектор Вальтер Гропиус (18. 05. 1883— 5.07. 1969), наряду с Ле Корбюзье, Мисом ван дер Роэ и Фрэнком Ллойдом Райтом входит в четверку самых известных модернистов ХХ века.
По теме: 10 фактов о Людвиге Мисе ван дер Роэ
Фигура Гропиуса в мировой архитектуре и дизайне огромна, однако реализованных построек не так много. Гропиус прославился в первую очередь как создатель и первый директор школы Баухаус. Вторая его заслуга: перенесение идей модернизма через Атлантику в США, где он активно работал и как преподаватель, и как проектировщик-практик, чем способствовал развитию современного движения.
Его основной вклад — создание мощного идеологического аппарата. Гропуис точно знал, какие проблемы должна решать архитектура, много занимался промышленными постройками. Он был невероятно талантлив в общении с людьми, умел убеждать и вести за собой.
Гусар Вальтер. Помимо незаконченного архитектурного образования (Мюнхенский технический университет), у Гропиуса было образование военное. С 1904-1905 он обучался в кадетском корпусе гусарского полка, где встретился с холодным приемом и насмешками со стороны молодых аристократов. Гропиус происходил из буржуазной обеспеченной семьи потомственных архитекторов (его дед работал с Карлом Шинкелем). Однако даже для его семьи содержать коня, форму и участвовать в балах оказалось накладно, и карьеру гусара пришлось оставить. Тем не менее до конца жизни Гропиус был отличным наездником, любил кататься на лыжах, играть в теннис и обожал спорт в любых видах.
4 августа 1914 года Гропиус как кадровый военный, был призван на войну. Примечательно, что он одним из первых в самом начале Первой мировой войны получил «Железный крест»: награду введенную еще в 1813 году Императором Фридрихом Вильгельмом III. Награду он получил за беспримерную отвагу и работу связным, кем он был всю войну. Ему сопутствовала удача: несколько раз он выживал в ситуациях, когда все вокруг погибали. В самом конце войны случилась особо памятная для него битва, во время которой он двое суток пролежал под завалами разбомбленного штаба раненный и размышлял о невозможности прежней жизни. Именно во время войны сформировалась его идея учебного заведения нового типа, реализованная впоследствии в школе Баухауса.
Первая лекция. Известно, что Гропиус плохо и неохотно рисовал (сказывалась травма руки, полученная в юности во время игры в теннис), но был блестящим лектором. Первую публичную лекцию он прочел в Фолькванг музее.Именно там как архитектор он перестраивал интерьеры. Директор музея познакомился с молодым проектровщиком и предложил ему выступить публично. Главная идея первого выступления Гропиуса была вполне революционной: новая архитектурная эстетика может и должна появиться на основе уже существующих сооружений — американских элеваторов, монументальных и величественных. Конспект этой лекции Гропиус хранил всю жизнь, а фотографии элеваторов позже подарил Ле Корбюзье. Из этой лекции он сделал статью, которая была опубликована в сборнике Deutscher Werkbund за 1913 год. А сама идея увидеть в этих элеваторах формы новой архитектуры произвела сильное впечатление на архитекторов (среди них были Ле Корбюзье и Антонио Сент-Элиа).
Знаменитая жена. Первым браком Гропиус был женат на записной венской красавице Альме Малер (урожденной Шиндлер). Познакомились они в 1911 году в санатории. Брак был недолгим, продолжался с 1915 по 1920 годы. Альма считалась самой красивой девушкой Вены: за 17-летней красоткой ухаживал художник Густав Климт, но замуж она вышла за композитора и дирижера Густава Малера. Однако еще при жизни с Малером у Альмы начался роман Вальтером Гропиусом, за которого она вышла замуж после смерти композитора. Параллельно Альма успела завести страстный роман с художником Оскаром Кокошкой, посвятившим впоследствии ей картину «Невеста ветра». В коротком браке с Гропиусом родилась их общая дочь Манон. После развода с Гропиусом Альма стала супругой писателя Франца Верфеля, с которым эмигрировала в США.
Как учить? Гропиусу принадлежит один из самых эффектных и кратких архитектурных манифестов. Он сформулировал свои взгляды на архитектурное образование в десяти пунктах. К примеру, он считал, что историю архитектуры нужно начинать изучать только на третьем курсе, чтобы «избежать сумятицы и подражательства». Он настаивал на том, чтобы с самого начала приобщать архитектора к строительной практике. Считал недопустимым впервые оказаться на стройке, получив архитектурный диплом. Идеальным количеством студентов архитектурной школы Гропиус видел 100-150 человек. Более крупные учебные заведения по его мнению были бы не эффективны. «Перегруженный работой преподаватель будет потерян для всех. Число учащихся на одного педагога не должно превышать двенадцати-шестнадцати человек».
Гропиус и СССР. В 1932 году Гропиус принял участие во втором этапе конкурса на проект Дворца советов. При создании своего проекта он руководствовался старинным градостроительным правилом Москвы, согласно которому в историческом центре нельзя было строить здания выше Колокольни Ивана Великого. Гропиус предложил создать горизонтальный проект Дворца Советов, и в начале 1933 года лично посетил СССР. В рамках своего визита он прочитал цикл лекций в Ленинграде и с любопытством изучил новую советскую архитектуру. В целом советская архитектура не произвела на него впечатление, но он с теплотой вспоминал проекты Моисея Гинзбурга. Вердикт Гропиуса относительно состояния советской архитектуры было точен: стоящих людей задвинули и происходит что-то непонятное. Вторую свою жену, Илзе Франк, в поездку по СССР Гропиус с собой не взял. Побоялся.
Тотальный театр. Гропиус был дружен с выдающимся театральным режиссером Эрвином Пискатором, авангардистом, коммунистом, развивавшим идеи близкие Всеволоду Мейерхольду. Вместе с Пискатором Гропиус в 1927 году разработал проект Тотального театра. Театр предуматривал трансформирующуюся и подвесную сцену, видимую с любого места. Она могла находиться перед декорациями или быть окружена со все сторон сидениями. Проект «Тотального театра» не был реализован, но широко обсуждался в театральных и архитектурных кругах.
Подарок автолюбителям. Гропиус первым додумался до того, что в автомобиле нужно не только сидеть, но иногда возникает потребность прилечь. Проектируя седан и кабриолет для франкфуртской автомобильной компании Adler (1930-1933), Гропиус придумал сидение, которое трансформируется в лежанку.