Акилле Кастильони: пять мыслей о модном, дешевом и полезном дизайне
Акилле Кастильони (Achille Castiglioni, 1918 – 2002) — самая эффектная и запоминающаяся фигура итальянского дизайна. На его лекциях все хохотали до слез, когда он, размахивая руками и волнуясь, с грохотом доставал из своего саквояжа вещи, на примере которых объяснял суть дизайна. Этот человек, который скобяную лавку предпочитал модному бутику, умел передать смысл предметного мира.
Две его самых известных ученицы теперь так же активно влияют на мир дизайна по обе стороны Атлантики: Паола Антонелли — старший куратор в MoMA, Патрисия Уркиола — дизайнер, арт-директор Cassina. Кастильони всегда говорил, что он и его брат Пьер Джакомо, который преждевременно ушел в 1968 году, — одна голова на двух туловищах.
Об анонимных объектах Меня вдохновляют анонимные объекты. Я всю жизнь собирал неизвестные вещи, неизвестно кем придуманные — и при этом сделанные очень хорошо с точки зрения функции. Я проводил часы в скобяных лавках и отделах с техникой и аппаратурой. Иногда я покупал игрушки дочерям, и в итоге оставлял их себе, настолько хорошими образцами дизайна они оказывались. То, что дешево и полезно, это и есть настоящий источник моего творчества.
Я часто думаю, что самые дешевые вещи — и есть самые лучшие вещи. К примеру, в Италии в каждом доме была такая «лампа строителей» — металлическая складная пирамида наподобие переносного фонаря. Она была очень крепкой. И очень недорогой. Поэтому даже если вы оставили бы ее на улице, никому бы в голову не пришло ее похитить. Но она прекрасно выполняла свои функции.
Если бы вы знали, какой мой любимый предмет, спроектированный вместе с братом. Это не стол и не лампа. Это выключатель. Я его всегда ношу в кармане как символ действительно хорошей идеи.
Об упрощении Опыт не обеспечивает ни уверенности, ни безопасности. Напротив, шанс ошибиться только возрастает. Чем больше времени проходит, тем сложней проектировать лучше. И как же тогда быть? Приступайте к проекту каждый раз со скромностью и терпением.
Сокращайте, удаляйте и убирайте — и в самом конце вы найдете самую суть дизайна. Я всегда начинаю с идеи, которую потом видоизменяю и совершенствую с точки зрения конструкции. В моей работе очень много моделирования. Вероятно, потому что я в детстве видел своего отца-скульптора, который придавал форму объекту до тех пор, пока не достигал желаемой формы.
Дизайн не должен быть «модным», попадать в тренд. Хороший дизайн должен быть как бы над временем. Вещь должна использоваться до тех пор, пока не износится.
Мой метод состоит в том, чтобы из вещи убирать все лишнее, до тех пор, пока она не станет чистым минимальным знаком. Идея доводится до такой стадии, когда сокращать уже некуда. Если материала будет еще меньше, уже ничего не получится.
Хочется декоративного — ищите такие эффекты, когда функция станет также и декоративным эффектом. Десяток голых лампочек на складном металлическом основании, отлично. Я часто слышу, что предмет должен быть забавным. Какого это черта он должен быть забавным? Он должен быть полезным!
О любопытстве Если вы не любопытны и собираетесь заняться дизайном, просто забудьте об этом. Смысл в том, чтобы быть любопытным, интересоваться людьми и тем, чем они заняты. Вы же для них собираетесь что-то делать! Дизайнер должен быть любопытным: он наблюдает за повседневными действиями и привычными формами, чтобы понять, каким образом он может предложить что-то еще.
О мраморе и цвете Не знаю, что может быть экономичней, практичней и проще, чем мрамор. По крайней мере, в Италии это именно так. Поэтому если вы хотите сделать что-то действительно устойчивое во всех смыслах — делайте это из мрамора.
Цвет всегда интересовал меня. Я не вижу вещи черно-белыми. Но с цветом не нужно торопиться. Использовать его нужно только тогда, когда цвет имеет оправдание. Иногда выбор цвета может быть принципиальным компонетом дизайна, выбирайте его внимательно.
О свете Мой рецепт переносных светильников любых масштабов: очень тяжелое основание, тонкая, почти невидимая, но прочная арка – и источник света, который вознесен не достаточную высоту и никому не мешает.
Мой совет интерьерным дизайнерам: если хотите добиться естественного света, то располагайте его по верхним уровням. Но если вам нужно подчеркнуть искусственность источников — обязательно устанавливайте их на полу или близко к полу, ведь свет в естественных условиях никогда не идет снизу — только сверху. Поэтому нижний свет так уместен в театре, он помогает рассказывать о нереальном.