Пьер Луиджи Нерви: архитектура как вызов

Пьер Луиджи Нерви: архитектура как вызов

Пьер Луиджи Нерви  фото
Пьер Луиджи Нерви на фоне виадук на Корсо ди Франча (Viaduct in Corso di Francia), Рим  Фото: сourtesy of the MAXXI Foundation

Итальянский архитектор и инженер Пьер Луиджи Нерви (Pier Luigi Nervi, 21.06.1891 – 09.01.1979) стал для  истории человеком, исследовавшем все возможности железобетона. Он последовательно раскрывал красоту этого материала и указывал место в архитектурных движениях последующих лет. Нерви начинал свою карьеру во время технологической революции, и благодаря своим амбициям и способности видеть возможности конструкций во время их испытаний, он смог оказать влияние на множество смежных дисциплин.


По теме: Марсель Бройер: 5 знаковых построек

Нерви родился в итальянском местечке Сондрино. До 19013 года он изучал гражданское строительство и инженерию в Болонском университете. Нерви обладал невероятной артистичностью, которая определяла его дизайнерские решения, причем она стала очевидна с самых первых лет его карьеры.

Нерви никогда не изучал архитектуру в университете: возможно, его дарованию оно только бы помешало. Вскоре после получения диплома Нерви начал работать в строительной компании, но через несколько лет покинул ее, чтобы стать соучредителем строительной фирмы Nervi & Nebbiosi, которая впоследствии стала Nervi & Bartoli (ее в 1932 году Пьер Луиджи Нерви создал вместе с двоюродным братом).

Пьер Луиджи Нерви здания фото
Крытая арена Palazzetto Dello Sport, Рим, 1957. 

Несмотря на смелые формы своих построек, подход Нерви к их дизайну был весьма практичным. Согласно пояснениям к многим его проектам, Нерви основывал свою работу на звуковом дизайне и опыте строительства, а также на интуиции, уделяя постоянное пристальное внимание отношениям между структурой и формой».

Архитектор разработал метод построения масштабных моделей, чтобы протестировать некоторые из его более радикальных структурных систем, и даже выиграл некоторые архитектурные конкурсы (например, Stadio Artemio Franchi) из-за своей способности снизить затраты на строительство объектов.

Пьер Луиджи Нерви здания фото
Авиационный ангар в Орвието, 1935

Нерви называли «поэтом железобетона». Железобетон стал доминирующим материалом во многих зданиях Нерви, а вслед за ним и другие архитекторы и инженеры стали постепенно открывать его потенциал. Однако что отличало работу Нерви — решимость использовать железобетон не только для создания конструктивно прочных зданий, но и ради использования оригинальных методов строительства, связанных с большой протяженностью и высотой зданий.

Пьер Луиджи Нерви работы фото
Чертежи стадиона Artemio Franchi, 1930. фрагмент

Пьер Луиджи Нерви  фото
Пьер Луиджи Нерви вместе с Ле Корбюзье и Жоржем-Марком Презанте. Стадион Flaminio в Риме, 1960. Archivio Pier Luigi Nervi, MAXXI, Roma.

Впервые Нерви привлек внимание общественности своей работой над флорентийским стадионом Artemio Franchi (1931). Проект с консольной крышей и элегантной винтовой лестницей заявил о склонности архитектора к визуально драматическим решениям. В период с 1928 по 1932 год при непосредственном участии Нерви создается ряд объектов в Риме, Неаполе, Бари, Лечче. Между 1935 и 1942 годами Нерви построил серию ангаров для самолетов по всей Италии для Королевских ВВС Италии; хотя они были разрушены, эти работы сыграли важную роль в установлении репутации Нерви как мастера синтеза архитектуры и инженерии.

Пьер Луиджи Нерви работы фото
Стадион Artemio Franchi во Флоренции, 1931

В конце 1940-х годов он создал выставочный зал Torino Esposizioni (1949) в Турине, который впоследствии стал хоккейным катком для Олимпийских игр 2006 года: в этом сооружении особенна заметен талант Нерви искусно перекрывать с помощью железобетонных конструкций огромные расстояния. Для этого он предложил перекрывать огромные пролёты сводами из сборных бетонных элементов, а также предложил использовать специально для этого изобретенный армоцемент.

Пьер Луиджи Нерви здания фото
Крытая арена Palazzetto Dello Sport, Рим, 1957.

В своих поисках Нерви опирался на такие конструкции, что часто встречаются в природе. Так, он изучал баланс на примере равновеликой спирали, причудливого геометрического природного явления. Сходство между работой Нерви и этими «спиралями» особенно отчетливо проявляется в спиралевидных лестницах: он, по сути, создал канон, по которому многие послевоенные архитекторы, сотрудничавшие с ним, будут проектировать самые свои выдающиеся работы.

Пьер Луиджи Нерви здания фото
Palazzo Del Lavoro, Турин, 1959-1961. Архитекторы Джо Понти и Пьер Луиджи Нерви

Пьер Луиджи Нерви проекты фото
Выставочный зал Torino Esposizioni, 1949

Архитектор увлекался созданием арочных конструкций и сводчатых крыш: по его мнению, они могли предложить лучшие решения в тех случаях, когда требовалось следовать стратегии «защиты» пространства — в частности, авиационных ангаров. Обычно въезд самолетов предусматривался с более длинной стороны, где опоры крыши истончались. Это было ключевым решением для ангаров в Орвието (1935-38) и в последующих в Торре-дель-Лаго, Орвието и Орбетелло (1939-42), разрушенных немцами. В них скрещенные арки опирались на брус балки, поддерживаемый только на концах и в центре.

Пьер Луиджи Нерви работы фото
Стадион Flaminio, Рим, 1957-59 гг.

Нерви удалось внедрить свой подход к проектированию на международном уровне: его часто приглашали работать в другие страны. Так, в 1950-х годах Нерви стал одним из ключевых архитекторов (вместе с Марселем Бройером и Бернаром Зерфюсом) парижской Штаб-квартиры ЮНЕСКО (1950), а позже сотрудничал с Джо Понти в работе над башней Pirelli (1955-1959), где предложил новые решения для офисных зданий. Работы Нерви есть и в Северной Америке: в Нью-Йорке это автобусная станция имени ​​Джорджа Вашингтона, больше похожая на гигантскую скульптурную композицию.

Пьер Луиджи Нерви проекты фото
Palazzo Del Lavoro, Турин, 1959-1961. Архитекторы Джо Понти и Пьер Луиджи Нерви

Один из самых выдающихся зданий гениального инженера — это «Дворец труда» (Palazzo del Lavoro), спроектированный Нерви и его сыном Антонио для выставки в Турине в 1961 году (до этого архитектор выиграл конкурс на строительство этого объекта в 1959 году). Здание, в котором размещалось около 8 000 кв.м. выставочных площадей, должно было быть преобразовано в техникум по окончании выставки. Объект был построен менее чем за восемнадцать месяцев.

Пьер Луиджи Нерви здания фото
Palazzo Del Lavoro, Турин, 1959-1961. Архитекторы Джо Понти и Пьер Луиджи Нерви 

Как и в зданиях Миса ван дер Роэ, в зданиях Нерви всегда можно заметить тонкое слияние структуры и пространства. Но если ван дер Роэ было близко свободное внутреннее пространство, эстетика Нерви тяготеет скорее к энергичной демонстрации структурных частей здания. Здесь внятная квадратная форма была разделена на 16 конструктивно отдельных стальных крытых отсеков, каждый из которых опирался на бетонные «стебли» высотой 6 метров. Внешние стены по периметру здания были полностью остеклены. На Palazzo del Lavoro смотрели как на совершенный символ интеграции структуры и и архитектуры. Он стал одним из самых любимых зданий нескольких поколений, а «стиль Нерви» окончательно вошел в репертуар приемов, которыми будут использоваться по всему миру.

Пьер Луиджи Нерви проекты фото
Солевые склады Magazzini del Sale, Тортона

К концу своей карьеры Нерви создал Собор Успения Пресвятой Девы Марии (совместно с Пьетро Беллуски, 1971) и Зал аудиенции Павла VI в Ватикане (1971). Слияние монументального и творческого отразилось в них лучше всего: в них используются все структурные инновации, найденные ранее.

Пьер Луиджи Нерви проекты фото
Штаб-квартира UNESCO, 1958. Архитекторы Марсель Броейер, Пьер Луиджи Нерви, Бернар Зерфюс.

Из архитектурного словаря Нерви выделяются следующие элементы: мощные опоры, ребристые и волнистые элементы свода, колонны с «полосатыми» поверхностями, крыши с изостатическими ребрами и «плиссированные» опоры — такие же красивые, как и функциональные. Нерви оказался проектировщиком, склонным к компромиссу: классический, и в то же время авангардный.

Пьер Луиджи Нерви здания фото
Потолок церкви St. Mary of the Assumption, архитекторы Пьетро Беллуски и Пьер Луиджи Нерви, 1971

Его купола стали синтезом между римской системой сводов и ребристой готической; и вместе с тем смысл его элементов остается автономным и узнаваемым. Он часто использовал очень тонкие своды, что достигалось кропотливыми исследованиями прочности формы структур, отображающих идеальное равновесие и симметрию. Нерви оставил после себя большое теоретическое наследие: он был также писателем и профессором Римского университета с 1946 года.

Пьер Луиджи Нерви работы фото
Церковь St. Mary of the Assumption, архитекторы Пьетро Беллуски и Пьер Луиджи Нерви, 1971

Пьер Луиджи Нерви проекты фото
Крытая арена Palazzetto Dello Sport, Рим, 1957
Пьер Луиджи Нерви работы фото
Зал аудиенции Павла VI в Ватикане, 1971

Концентрация красоты у нас в Pinterest