Архитекторы Whale Design Lab реконструировали двухуровневые апартаменты в Хошимине, городе на юге Вьетнама. Авторов вдохновляли творчество Луиса Кана и местная модернистская архитектура середины ХХ века.
По теме: Деревня посреди города: парк во Вьетнаме
Владелец апартаментов — поклонник модернизма, решился на эксперимент: воплотить в заурядной городской квартире тонкую ностальгию по сайгонской архитектуре 60-70-летней давности. До 1954 года Вьетнам был французской колонией. После завоевания независимости модернистская архитектура интенсивно развивалась, особенно на юге, в городе, который тогда назывался Сайгон. Ее рассматривали как инструмент деколонизации, альтернативу французскому неоклассицизму. Местные зодчие озаботились поиском национальной идентичности.
В проекте очевидно влияние Луиса Кана (1901–1974). Американский архитектор, оперируя простыми формами квадрата, круга, треугольника, добивался разнообразия комбинаций. С особым вниманием проектировщики Whale Design Lab изучили интерьеры библиотеки Академии Филлипса в Эксетере с ее характерными круглыми проемами. Кан построил библиотеку в 1971 году, а в 1997-м получил за нее премию Американского института архитектуры: она вручается зданиям, выдержавшим испытание временем.
Геометрия Луиса Кана и отделка терраццо — главные характеристики проекта. Известный со времен Древнего Рима материал на основе камня и цемента, терраццо любили модернисты. Он был невероятно модным в Сайгоне 1950-60-х, очевидно, что без него не могли обойтись архитекторы Whale Design Lab.
Вместо гравия, гальки или каменной крошки, они использовали крупные фрагменты мрамора с ломаными краями, создав живописный коллаж. Терраццо выложена кухня: фартук, столешница, остров и пол. Из кухни отделка вытекает в прихожую, переходит на ступени и ограждения лестницы. Стена в одной из ванных комнат также выложена терраццо, хотя и с более мелкими частицами заполнителя. Наливное напольное покрытие из бетона напоминает земляной пол, характерный для традиционных вьетнамских жилищ.
У архитекторов Whale Design Lab не было возможности провести перепланировку. Все усилия они сосредоточили на зонировании и проработке геометрии: создали скругленные углы, арочные проемы разных размеров, огромный «иллюминатор», через который виден кабинет на верхнем уровне. Чтобы не спорить с прихотливыми линиями интерьера и узорами терраццо, архитекторы отказались от какого бы то ни было декора.
Архитекторы и заказчик назвали проект Mài, что в переводе с вьетнамского означает «шлифовать», «полировать». Тем самым они хотели подчеркнуть, что красота материала раскрывается только после тщательной ремесленной обрабоки. Почти три года, потраченные на внутреннюю отделку дуплекса, привели команду к успеху.