Архитектор Артур Казас спроектировал пентхаус для семьи из Лиссабона. Последовательный минималист, на этот раз он оживил монохромный интерьер красивым, модным синим.
По теме: Пять архитектурных мастерских из Сан-Паулу
«Человек — мерило архитектуры. Жилая среда, которую мы создаем, не должна следовать моде, стилю, быть этаким драматически эффектным жестом. Напротив, она должна быть гостеприимной, эмпатичной, открывающей возможности для взаимодействия между людьми». Таково кредо Артура Казаса, одного из самых известных бразильских архитекторов, который строит по всему миру: его взгляд на архитектуру и интерьер востребован от Нью-Йорка до Токио, от Рио-де-Жанейро до Парижа. В активе Studio Arthur Casas — 20 наград, как за архитектуру, так и за предметный дизайн.
Пентхаус площадью 200 кв. метров, над которым потрудились Казас и его команда, расположен в центре Лиссабона, в старинном, но модернизированном четырехэтажном здании. Из окон открывается вид на реку Тежу. Река впадает здесь в Атлантический океан и достигает наибольшей ширины: панорама похожа на морскую.
Планировка отражает пожелания клиентов: семейная пара мечтала о просторных залах для приема друзей, но также и о приватности. Исходя из этого, архитектор разделил квартиру, по его выражению, на два полушария: южное, где протекает вся общественная жизнь и где находятся гостиная, бар, столовая, кухня, а также северное, где сосредоточены спальни.
«Я исхожу из того, что в архитектуре целое всегда больше, чем сумма его частей. Этот подход пронизывает каждую деталь моих проектов, от архитектуры до мебели, от мельчайших предметов до материалов», — убежден Артур Казас. Не удивительно, что в его интерьерах всегда присутствуют предметы собственного дизайна. В данном случае самый заметный — стол Amorfa. Мягкая асимметричная форма, заимствованная у природы, образует центр столовой. Важно и то, что она сближает сидящих за столом гостей. Основу интерьера образует классика дизайна — работы Шарлотты Перриан, Финна Юла, Эрберто Карбони.
Восприятие окружающей среды происходит не только глазами, но всеми органами чувств, всем телом — еще одна аксиома Артура Казаса. Здесь много теплых тактильных фактур, и прежде всего дерева. Интерьер спокойный, визуально тихий, дружелюбный — убежище от суеты мегаполиса. Казас, как обычно, придерживался нейтральной палитры, ее он оживил немногочисленными, но весомыми синими нотами.
Первое, что видит входящий в квартиру — стену, украшенную азулежу. Так называются португальские изразцы, глазурованная, расписанная, обожженная глиняная плитка квадратной формы. Особенность панно в том, что его фрагменты не образуют цельной картины, таким образом автор проекта продемонстрировал современный взгляд на традиционный материал.
Название «азулежу» (порт. azulejo) имеет арабские корни: в VIII веке арабы, завоевав Пиренейский полуостров, привезли эту технологию в Европу. Но если в странах Магриба из плиток составляли, как правило, геометрические рисунки, поскольку ислам не поощрял изображения людей, то Португалии вскоре появились фигуративные композиции. С середины XVII века очевидно голландское влияние: в моду вошло сочетание белого цвета с кобальтовым синим, а также жанровые сцены.