Проект австралийского бюро Jolson Architecture and Interiors — трехуровневый дом в Мельбурне. Когда-то это пространство было поделено на две независимые квартиры, однако здание по желанию нынешних владельцев почти полностью перестроили. По сути, Стивен Джолсон сохранил только крышу и стены этого дома, спроектированного Коксом Кармайклом в 2001 году и завершенного в 2003 году. Были снесены все внутренние перегородки и даже полы: этого требовал план по созданию логичного и взаимосвязанного пространства. Фасад с перевернутой аркой, который рифмуется с викторианскими постройками соседей, был максимально упрощен, чтобы создавалось ощущение современного дома.
По теме: Лучший австралийский интерьер: 6 частных резиденций
Структура резиденции Arc Side трехуровневая. Дом довольно большой, однако пространство не кажется огромным. Кухня и гостиная расположены на верхнем уровне: хозяева хотели наслаждаться красивыми видами из окон и светом. Главная спальня находится на среднем уровне. Джолсон стратегически зонировал уровни, чтобы в будущем можно было разместить всех членов семьи и гостей. Для создания гибкого пространства он применил систему искусно скрытых раздвижных дверей — так можно обеспечить конфиденциальность, когда это необходимо.
Ключевым моментом дизайна стало изменение формата самих пространств. Раньше во многих комнатах были низкие потолки. После капитального ремонта ощущение стесненности в помещениях пропало: во многом этого удалось достигнуть благодаря естественному свету. В центре дома появилась монументальная скульптурная лестница — ее поместили в холле с семиметровыми потолками.
Узнаваемым элементов в дизайне дома стала изогнутая перевернутая арка. Линии фасада были намеренно упрощены, а изгибы стали лейтмотивом всего пространства: будь то мягкие линии полированных гипсовых стен или форма потолков. Для Джолсона эта реконструкция оказалась новым шагом в его обширной практике: раньше он предпочитал преимущественно ортогональные формы. Сейчас же команда Джолсона сосредоточилась не только на создании удобного жилья, но и на создании вневременной эстетики, которая и через много лет будет самоценным элементом архитектуры.
Окружающий пейзаж очень яркий: из гостиной виден океан, и дом всегда залит солнцем. По контрасту с этим сиянием, палитру материалов и цветов в этом проекте предпочли намеренно сдержанную. В материалах ограничились камнем, сталью (ее использовали для лестницы), латунью для столярных изделий и древесиной американского дуба (ею покрыли пол).
Джолсон спроектировал дом и сад как единой целое: он применил везде тот же уровень детализации и рифмования форм. Так, небольшой огород на верхнем уровне обеспечивает уединение, также же как и перегородки на нижних уровнях, а изогнутая каменная дорожка в саду позади дома повторяет изгибы фасада и внутренних помещений. Чтобы создать ощущение приватности дома и удаленности от соседей, Джолсон создал гигантский экранированный портал, который обеспечивает взаимодействие с новым многоуровневым садом (включая «небесный сад» на террасе верхнего уровня, созданный из цветов и трав).
Сдержанность стиля и тщательно проработанные материалы и отделка сделали дизайн этого дома вневременным. Джолсон виртуозно наполнил его поэтическими и функциональными деталями. Он показал, как привычная форма арки может вдохновить архитектора к поиску новых выразительных решений. И вместе с тем этот эстетически совершенный дом оказывается удобным и функциональным для большой семьи.