Дэвид Аджайе реконструировал так называемый Mole House ( «Дом крота») в Хакни. Его адаптировали для художницы Сью Вебстер: студия Adjaye Associates превратила заброшенное здание, стоящее на лабиринте из туннелей, в дом-мастерскую.
По теме: Дэвид Аджайе получил золотую медаль RIBA 2021
В этом лондонском доме когда-то жил Уильям Литтл, печально известный как «человек-крот из Хакни», поскольку он вел незаконные раскопки под своим викторианским дуплексом. Впервые управа района обратила внимание на его активность в 2006 году, пишет Guardian. По приблизительным оценкам, за 40 лет Литтл вынул около 100 кубометров грунта. В туннелях Литтл хранил машину и даже лодку. В результате подземелье стало настолько опасным, что Литтл был выселен из его резиденции, а дом остался заброшен.
Несколько лет назад собственность на Мортимер Роуд Хакни, 121, приобрела Сью Вебстер, британская художница. Она утверждала, что «возможно, я настолько же безумна, как Литтл, чтобы купить этот дом». Вместе с Дэвидом Аджайе, который уже проектировал для нее предыдущую резиденцию, они разработали тщательный план по сохранению и преобразованию этой странной недвижимости в трехэтажный дом-студию площадью 256 кв. метров.
Первоначальный этап реконструкции рассматривался скорее как археологическая практика: на укрепительные конструкции ушло 2000 т бетона, из них 33 т были спущены под землю, где обнаружили необычные сооружения Литтла из газет и странных трубок. Эти элементы были включены в построенный «утопленный сад», форма которого контрастирует с резкой геометрией нового дома.
Сью Вебстер была настроена сохранить большую часть странного наследия, доставшегося ей — и отказалась от полной перестройки. Вместо этого 15000 уцелевших в ходе раскопок кирпичей были использованы для реставрации поврежденных участков. Внутренние гниющие деревянные каркасы и стены были полностью устранены: их усилили бетонной конструкцией в форме креста, которая делит каждый этаж на четыре части.
Аджайе стремился создать «баланс между контрастами и непрерывностью»: он соединил бетон с белыми стенами и деревянными половицами, столярными изделиями и лестницами. Бывшую рухнувшую крышу заменили новым шифером и вмонтировали туда большое открывающееся потолочное окно. Существующие окна оснастили металлическими рамами. Часть окон, выходящих на улицу, покрыли зеркальным винилом.
Это радикальное обновление стало спасительными для знаменитой постройки: теперь дом соответствует современным стандартам. На первом, общественном этаже, открытая планировка. На втором этаже находится главная спальня, место для кикбоксинга, гостевая комната, рабочий стол и ванная комната. Произведения, созданные Сью Вебстер и ее мужем, развешаны по всему дому.
В дом по-прежнему можно войти через несколько входов, один из которых ведет прямо в мастерскую Вебстер через сад. Подвал, куда также можно попасть с первого этажа по консольной лестнице, увеличен вдвое по высоте: на уровне потолка предусмотрели окна, чтобы расширить атмосферу. Художница, которая работает «с хламом» иронично расположила свою мастерскую именно в подвале, который находится параллельно с туннелями Литтла: она говорит, что это судьба — создавать искусство в доме, где раньше царил хаос. И архитектор, и нынешние владельцы рады, что Mole House возрожден и снова стал частью эксцентрического городского мифа.