Квартира 84 кв. метра в доходном доме на Гоголевском бульваре — проект Натальи Юнг и Светланы Озеровой. «Мы создавали современный интерьер, в то же время старались передать атмосферу дома с многолетней историей», — говорят дизайнеры. Их вдохновляла архитектура здания и тема, заданная заказчиками: творчество современных художников по мотивам советского прошлого.
По теме: Проект Porte Rouge: квартира в Доме на набережной
Дом, в котором находится квартира, построен в 1889 году, а спустя 15 лет перестроен Сергеем Воскресенским — архитектором, плодотворно работавшим в столице на стыке XIX и ХХ веков. В 1932 году здание пережило очередную реконструкцию: были добавлены три этажа. «В это же время оно получило новый фасадный декор, в котором читается ордер переходной архитектуры постконструктивизма — поиски нового классического советского ордера», — рассказывают Светлана и Наталья.
Заказчики — семья врачей. Любят горы, русский Север, архитектуру 1930-х . «Несколько лет они ждали расселения коммуналки, и не зря. Исходное пространство нельзя было назвать красивым, но высота потолков 3, 6 метра нас, конечно, порадовала. Из аутентичных деталей не осталось ничего. Окна, при всей красоте пропорций, были не слишком привлекательными — скорее всего, их установили в 1980-90-х, когда в доме проводилась последняя реконструкция. Тогда же перекрытия были заменены на железобетонные».
За планом благоустройства заказчики обратились в бюро «Ветер Веет». Архитектор Андрей Суматохин условно разделил квартиру на парадную и приватную половины. Гостиную объединил со столовой — получилось светлое пространство с двумя окнами. Кухню обособил от столовой большим порталом. В приватной половине находятся спальня, гардеробная и ванная комната заказчиков. В небольшом коридоре, ведущем в детскую, располагаются гостевой санузел и хозяйственное помещение. «Планировка логичная, функциональная— в ней достаточно мест хранения и удобные маршруты, формирующие правильный быт, — подчеркивают дизайнеры. — Яркая деталь — треугольный в плане проем в холле, а в нем — радиусный фрагмент стены с мягкой светотенью. Это первое, что видишь, попадая в квартиру».
Для Светланы и Натальи принципиально важно, чтобы интерьер был созвучен архитектуре дома и его истории. «Внутреннее пространство нас не вдохновило, но фасад дал ориентир: любимые нами эстетика и пластика постконструктивизма. Мы вспомнили Лабораторию кислорода Бориса Иофана, одно из прекраснейших архитектурных переосмыслений классического наследия. Вторым в ассоциативном ряду появился Дом ЖУРГАЗА по проекту Барща и Зунблата. Архитектура квартиры начала проясняться — связалась и с фасадом, и с треугольным радиусным проемом в планировке Андрея Суматохина».
В квартире представлена отличная подборка винтажа. Стулья Cesca Марселя Бройера куплены в галерее Otsek Vintage, поставщик, в свою очередь, приобрел их на аукционе в Швеции. У дивана поставили столик 1930-х годов и английское кресло Мориса Берка 1980-х из галереи Татьяны Гедике Repeat Story. В ванной — винтажные бра шведской компании Ufo от дизайнера королевских кровей: принца Сигварда Бернадота, графа Висборгского. Интересна история люстры над столом. «Модель ограниченным тиражом была произведена в Советском Союзе в 1950-е годы, — рассказывают авторы проекта. — Уже потом мы узнали нашу люстру на старых фотографиях аспирантской комнаты в книге «Высотка номер один», посвященной зданию МГУ. Находит такие предметы и дает им вторую жизнь Алексей Леонадзе».
Многое Светлана Озерова и Наталья Юнг разработали специально для этого интерьера: кухню, кровать, двери, стеллаж в гостиной, буфет из ясеня в столовой. Изготовила их столярная мастерская Алексея Архипова. «Двери мы всегда проектируем сами. Здесь они трех видов: высокие двупольные со стеклом и фрамугами в парадном помещении; глухие, пониже, с крышкой на верхнем наличнике; еще более низкие — в технических помещениях. Очень любим рифленое стекло, но в этот проект оно никак не встраивалось: хотелось сохранить прозрачность и звонкость». Долго искали обеденный стол — вспомнили красивую модель из проектов бюро «Ветер веет». Изготовили его также в мастерской Алексея Архипова.
Важную роль играют в проекте произведения искусства. В холле — работа мастера архитектурной фотографии Михаила Розанова: этот ракурс на Библиотеку имени Ленина. Наталья и Светлана называют «гениальным». В простенке гостиной — прекрасное фото окна Дома-музея Мельникова авторства Игоря Пальмина. Над буфетом заняла место работа художника Ивана Дмитриева «Распутица». В спальне — картина Егора Дмитриева «Окно» и традиционный, даже академичный, натюрморт «Ветка» Павла Блока. В кухне — графика Сергея Тырина «Мосты».