В Российском этнографическом музее в Санкт-Петербурге работает выставка «Катар между морем и пустыней. Искусство и наследие». Команда A.DPT (архитекторы Мурат Гукетлов, Ксения Караваева, Лана Герасимова) победила в конкурсе на креативную концепцию, а также разработала сценографию официального приема в Авант-зале. Выставка, организованная Cultural Creative Agency, продлится до 22 августа.
По теме: Выставки 2021 года. 28 проектов, о которых нужно знать
Выставка — центральный проект культурной программы Катара, страны-гостя на XXIV Петербургском международном экономическом форуме. Экспозиция развернута в Мраморном зале Этнографического музея. Историческое пространство впечатляет отделкой из розового карельского мрамора, горельефами по периметру нижнего уровня, а также размерами: его площадь составляет 935 кв. метров. «Мы хотели подчеркнуть красоту и масштаб зала, — говорит руководитель A.DPT Мурат Гукетлов. — Поскольку здание музея является памятником архитектуры, это накладывало ограничения на возможности монтажа — с существующим интерьером мы обращались максимально бережно».
«Работать с таким залом сложно: в его масштабах теряются небольшие объекты. Поэтому мы возвели соразмерный ему «город», — объясняет Ксения Караваева. В основу выставки лег рассказ о катарской истории и культуре, охватывающий XVII–XX века. В экспозицию вошли 200 предметов из коллекции Национального музея Катара, собрания частного Музея шейха Фейсала бин Кассима Аль Тани, а также Арабского музея современного искусства Матхаф. Значительное влияние на формирование культуры Катара оказала близость пустыни и моря. Эту двойственность воплотила ткань над центральной частью зала: в ней считываются очертания как песчаных дюн, так и волн, а также орнамент катарского флага.
Дюны из ткани отступают, обнажая архаичные объемы, вдохновленные традиционной архитектурой. Самый высокий — черный усеченный конус, по замыслу авторов, символизирует переход от исторического народного промысла, ловли жемчуга, к добыче нефти: внутри, в кромешной тьме, сквозь толщу воды луч света пробивается к жемчужине. Центральный архитектурный компонент — Маджлис, важное место в каждом катарском доме, где собирается семья и принимают гостей: глинобитные стены ограждают камерный интерьер, оформленный национальными тканями ручной работы — саду. Завершающий архитектурный объем имеет форму сосуда: перевернутый конус покрыт фрезеровкой, интерпретирующий на современный лад традиционный узор.
Раскладка экспонатов в витринах — «хирургический» процесс, которым занималась команда «Арт Курьер» под присмотром архитекторов и кураторов от трех музеев. Размещение ковров осуществлялось с трех ярусных лесов группой из шести человек, самый большой ковер имеет длину более шести метров. Все малые формы спроектированы специально для проекта: скамьи, навигационные стойки, ресепшены, бар. Винтажную мягкую мебель на открытие выставки предоставила галерея Correct Form. Светодизайн выполнен командой yarko-yarko. Проекция — от Dreamlaser.