Выставка Casa Decor 2021 проходит в Мадриде с 1992 года, первой площадкой был старинный монастырь. В 2021 году организаторы выбрали роскошное историческое здание на площади Пласа-де-Канальехас, 3, названное Каса-де-Томас Альенде в честь построившего его бизнесмена и политика. Авторо проекта — кантабрийский архитектор Леонардо Рукабадо, который до этого строил другие дома для семьи Альенде в Бильбао. Здание начали возводить в 1916 году, но закончили только в 1920-м — причиной был преждевременный уход Рукабадо в 1918 году, однако архитекторы Рамиро Саис Мартинес и Педро Кабельо Маис завершили простройку в соответствии с изначальным проектом. Площадь нынешней выставки около 4000 кв. метров. Посетителям открыты 55 помещений. При адаптации пространств были учтены гипсовые лепные украшения, пол из мелиссовой сосны, оригинальные столярные изделия и окна.
По теме: Casa Decor 2020: лучшие сценографии испанских декораторов
Самая сильная тенденция года — совмещение ремесленной ручной работы с элементами высочайших технологий. Керамика, кованое железо, глина, кирпич и плетение прекрасно вписываются в технологичное пространство автоматизированного дома. Два мира объединяются в интерьерах 2021 года и создают современную функциональную эстетику, где традиции и современность, авангард и мастерство, технологии и ремесла идут рука об руку.
Héctor Ruiz Velázquez. Niessen Smart Hotel Apartment
Свою задачу дизайнер видел как воссоздание особого момента в жизни, поиск новой среды обитания и, соответственно, отражение этих форм — технологическое и гуманистическое. «Мало метров — много фантазии» — этим слоганом руководствовался автор, воспроизводя связь человека с жилой средой. Интерьер построен на растворении границ и смешении фактур, что похоже на моделирование оболочки, «кожи» для обитателей. Основой стала глина — материал, который человек использует с давних пор. Также применены панели из переработанной древесины, на полу — керамическая плитка. Дизайнер понимал это пространство прежде всего как экологичное и эргономичное — благодаря не только экологически чистым материалам, но также интеллектуальному управлению энергией с помощью домашней автоматизации от ABB Niessen.
Gärna Studio. The Garden of Earthly Delights
Дизайнеры назвали свой проект «Сады земных наслаждений» (по аналогии с шедевром Босха) и посвятили его архитектуре здания, в котором проходит выставка. Это размышление об искусстве и о Casa de Tomás Allende: вместе они выступают как источник впечатлений. «Мы представили пространство как сад, захвативший здание, в котором хранятся различные произведения. Тем самым мы хотели подчеркнуть растущее значение искусства в общественных и частных пространствах, а также важность восстановления ремесел. Эклектичность интерьера, сочетание классического и современного, нейтрального и красочного мы подчеркнули индийским ковром ручной работы, ламинатом с зеркальным эффектом, неоновыми объектами Фернандо де Ана, а также настенными скульптурами и мебелью из камня».
Miguel Munoz. Adunia Room
Мигель Муньос в своем проекте заявляет о лучших ремесленных традициях региона Кастилья — Ла-Манча. Здесь можно оценить применение самых древних техник и ощутить их современное осмысление художниками. Возвращение к истокам предполагает эмоциональную ценность, которой проникнут каждый из предметов. Основу экспозиции составляют глина, керамика, камень, стекло, металл, дерево, текстиль. Ручная работа как основа устойчивого развития очевидна для дизайнера. Для реализации проекта Муньос пригласил скульптора Лорена Гарсиа, керамиста Хесуса Парра Луна. Луис Веласко выполнил плотницкие и токарные работы, Тальер Эустакио Роса — текстильные. В проекте удалось максимально отойти от всего промышленного и приблизиться к обновленным художественным творениям испанских мастеров.
Javier Escobar. Office Latidos
Проект офиса Хавьера Эскобара — его представления о собственной идентичности. «Это мой слепок. Здесь есть все, что мне нравится и вдохновляет, — граффити, классическая музыка, современный дизайн и стихия природы. Они — неотъемлемая часть моей жизни, поэтому я захотел объединить их в одном пространстве. Мне показалось уместным использовать роскошные природные материалы и те, что встречаются в городе, — подход можно трактовать как концептуальный, минималистичный. Главный элемент — натуральный камень, который сочетается с другими субстанциями: гипсом, штукатуркой, деревом и мраморной крошкой. Чтобы поддержать устойчивое направление выставки, лучшего способа не найти». В проекте принимали участие фирмы Cosentino (камень для стола), Escayola Saz (производство штукатурки), Kriskadecor и другие.
Comad Architects. Auditorium Con mucho arte
Стилевые предпочтения архитекторов из бюро Comad Architects в инсталляции, представляющей зал для проведения различных мероприятий, очевидны. Это Мексика, ее краски и жизненная сила, архитектура Луиса Баррагана, La Casa Azul Фриды Кало и Диего Риверы. Здесь подчеркнут белый цвет: он скорее выступает не фоном, а главным героем пространства, которое вбирает в себя неожиданные сочетания материалов и чувственные оттенки. Соседства здесь и вправду неожиданны: фарфор конкурирует с цветным метакрилатом, латунь — с трехмерными бумажными покрытиями, лепные украшения — с текстилем. Устойчивое развитие трактовано своеобразно — через свет, креативность и буйный цвет. Так в общественном пространстве можно создать иллюзию побега от серых будней.
Lorna de Santos. Ikigai Conceptual Space
Лорна де Сантос предлагает концептуальный перезапуск: жизнь после пандемии она видит только в контакте с природой. В ее инсталляции переплетение естественного с искусственным подчеркивает наше желание переживать одновременно возвышенное, духовное и земное. Это пространство, в котором диван врезается в колосящееся поле, — особая эстетическая система, выходящая за рамки физических ограничений. Название проекта «Икигаи» отражает японское понятие, означающее ощущение собственного предназначения в жизни; философию, которая помогает находить удовлетворение и осознанность во всех ежедневных делах. Воплощенная в дереве, узорчатой штукатурке и других натуральных материалах японская философия, переосмысленная Лорной, рождает новый образ жизни, в котором наблюдение за природой и деталями — самоценно.
AS Interiorista. Living room From Madrid to Heaven
Первое, что бросается в глаза в гостиной испанского дуэта, — ослепительный свет и множество предметов искусства. Однако по мере того, как осматриваешь комнату, открываешь еще одну особенность: звук в этом пространстве иной. Дело не только в ковре и шторах, поглощающих вибрации: здесь примененены акустические панели, которые также стали частью арт-эксперимента. Дизайнеры уверены, что в наших пространствах для жизни и работы звукоизоляция крайне важна — только так можно добиться оптимально комфортной среды. Поэтому панели из утилизованного пластика присутствуют наравне с шерстью, шелком, хлопком и деревом. В общей сложности для проекта переработано 9628 пластиковых бутылок. Возможно, это один из самых экологичных интерьеров шоу.
Soledad Ordóñez Giordano. Public Toilets Backgammon Mood
Соледад спроектировала концептуальные туалеты, создав максимально функциональное пространство. «Дизайн, инновации, экологичность и красота поставлены на службу инклюзивности: они должны быть доступны для всех людей с ограниченными возможностями». Здесь много натуральных материалов — дерева, ротанга, фарфора, латуни, а также декоративных цепочек. Роскошная отделка скрывает технологии — от устройств, оберегающих от лишнего контакта с поверхностями, до автоматики, работающей по голосовой команде. Крайне важна была работа с брендами, обеспечивающими эти инновации, среди них AXOR, Cosentino, Jacob Delafon. Соледад гордится, что ее проект не только провозглашает устойчивость, но и на самом деле устойчив: он продолжит работу после окончания выставки.