Марина Бирюкова и Елизавета Голубцова, архитектурная группа BIGO, представили свою трактовку исторического наследия, с блеском оформив дом в Новой Москве. Его хозяева мечтали о классическом интерьере. Просвещенные люди с хорошим вкусом, они, разумеется, не имели в виду махровую классику, пока еще популярную в России. Тем не менее разговоры шли о традиционных ценностях и даже звучало слово «готика».
«Заказчики приобрели во Франции великолепные стулья XVI века, — рассказывает архитектор Елизавета Голубцова. — Отчасти они стали отправной точкой, однако мы смогли убедить клиентов последовать нашей концепции и сделать эклектичную версию интерьера. Чтобы не возникло ощущения только что созданного «в определенном стиле» дома, где всё со всем согласовано и заполнено гарнитурами.
Мы всегда стараемся так проектировать интерьер, чтобы он изначально казался обжитым. Как будто в нем протекала жизнь нескольких поколений семьи и он складывался постепенно, принимая предметы разных эпох: есть старые стены с лепниной и антикварный, купленный еще прабабушкой комод, а рядом — современные комфортные кресла и передовые системы хранения. Так живут многие европейцы, в их домах есть история, от которой можно оттолкнуться. В наших новых коттеджах истории, конечно же, нет, и мы стараемся придумать ее сами. Разумеется, опираясь на пристрастия и вкусы заказчика».
Новое и старое переплетается в этом доме на каждом шагу. В пандан к антикварным стульям архитекторы создали во входной зоне лепной перспективный портал, похожий на те, что украшают старинные соборы; портал не только декоративен, но и маскирует несущие колонны. Дворцовый паркет на полу изготовлен из дуба в термообработке. Современным аналогом ковки выступила лазерная резка по металлу: именно в такой технике исполнена лестница с ажурными подступенками.
В спальне модная керамическая плитка дизайна Патрисии Уркиолы напоминает артефакты, найденные при раскопках. Мебель выбирали тех фабрик, что умеют говорить намеками на классику, играть в тонкую игру: помпезные люстры с разноцветными камнями не рассматривали. В каждом помещении авторы стремились соблюсти баланс: с одной стороны, не впасть совсем уж в классику, а с другой — не уйти в современность. Так возник интерьер вне времени, живой организм, который способен развиваться. А значит, он никогда не устареет.
«Для нас суть классики не в декорации, а в построении пространства: в симметрии, правильных пропорциях, сомасштабности человеку. Самая большая проблема — когда на неклассическую основу, например абсолютно асимметричную городскую квартиру с низкими потолками, пытаются натянуть классическую «одежду»: покупают ткани с арабесками, мебель с резьбой и позолотой. Это смотрится убого. Поэтому в первую очередь мы оцениваем архитектуру: она диктует, что именно из арсенала классики мы можем себе позволить. В данном проекте можно говорить лишь об отдельных элементах, о своеобразной игре».
«Важно помнить, что мы живем в XXI веке, — не надо создавать иллюзию исторической среды. Ведь за окном проезжают автомобили, в небе летают самолеты, а бытовые приборы, сантехника и электрика никуда не деваются из наших домов. Мы считаем неправильным маскировать технические элементы, например прятать телевизор за панелями. По этой же причине кухни редко делаем классическими: современные модели более функциональны, в них столько удобных механизмов, от которых не стоит отказываться в угоду иллюзии. Ванные тоже стараемся сделать максимально современными».
«В этом интерьере очень важны детали, поэтому почти все в нем сделано на заказ по нашим эскизам, от дверей и лепнины до бронзовых крючков. Помимо внешнего вида изделий, мы вникали в нюансы и технологию производства, чтобы все получилось не только красивым, но и качественным и долговечным. Очень важно продумать эти мелочи, ведь интерьер должен быть хорош не только в момент сдачи и фотосессии, но оставаться красивым и через годы. Уборка, замена лампочек, ремонт сантехники — неизбежная жизнь объекта, о которой не всегда думают, создавая идеальную визуализацию на экране. След от тряпки уборщицы на крашеной стене может через неделю разрушить идиллию».