Тадао Андо создал в Киото отель Shinmonzen. В этом древнем городе, в отличие от технологичного Токио, классикe предпочитают уравновешенное сочетание старого и нового. Андо тонко подчеркнул традиции, придав им актуальное звучание с помощью современного дизайна.
По теме: Архитектор без образования: пять великих самоучек
Снаружи отель кажется типичным киотским домом, выполненным по всем канонам жанра «матия» (machiya), что означает использование в фасаде темного дерева, изогнутую крышу с черепицей и небольшую высоту здания.
Тадао Андо применил свой любимый прием — разделение пространства, характерное для старинных японских домов. «Я считаю, что это место воплотит в себе суть Киото, но при этом будет апеллировать к космополитическому ощущению, — поясняет он, — Трактовка интерьеров современна: от измененных пропорций до сочетания материалов и форм. Отель одной стороной выходит на реку. Это естественное расположение хотелось подчеркнуть. Так, мы придумали черный занавес норен с каллиграфической белой буквой S, который отмечает отмечает вход в современный внутренний коридор. Мы разработали его в современном стиле, используя элементы открытого бетона и естественное освещение через боковую решетку».
Удивительно, что Shinmonzen не отреставрирован, как может показаться с первого взгляда, а построен «с нуля». Заказчиком проекта выступил Пэдди Маккиллен, владелец арт-парка и бутик-отеля Villa La Coste на виноградниках в Провансе. Маккиллен уже много лет восхищался японской культурой гостеприимства и мечтал построить отель в Киото. Поэтому его пожеланием было сочетание какона рёкана (традиционной японской гостиницы) и актуальной эстетики. За интерьеры отвечал Реми Тессье — он не только привел в соответствие архитектурный замысел и устройство комнат, но и собрал внушительную коллекцию современного искусства. В итоге отель, построенный на месте бывшей автостоянки, обрел типичный для Киото экстерьер и европейскую обстановку.
В девяти просторных люксах расположились кровати в европейском стиле либо невысокие футоны на татами. Со всех балконов открывается вид на реку, а территория засажена ирландским мхом и жасмином в провансальском стиле.
В интерьере использованы раздвижные бумажные ширмы сёдзи и керамические настенные вазы от Takayuki Watanabe. Спинки кроватей и столы выполнены из тесаного платана. Ванные отделаны мрамором в оттенках розового, зеленого или бежевого. Интерьер не обошелся без средиземноморских деталей: это изготовленные во Франции посеребренные дверные ручки, белые халаты Ploh и постельное белье Pedersoli из органического хлопка. Создатели подчеркивают, что все девять номеров отличаются друг от друга, но в каждом соблюден баланс между Западом и Востоком.