Воронинские бани, в народе известные как Фонарные бани, построены в 1870-1871 годах. Благодаря стараниям Артема Шахназарова и бюро Megre Interiors, Фонарные бани снова стали значимой точкой на карте Петербурга. Команда Юны Мегре посвятила проекту более пяти лет скрупулезной работы.
По теме: Schemata Architects: реконструкция бань в Токио
Фонарные бани выделялись среди остальных не только великолепным убранством. Автор — архитектор Павел Сюзор — получил за этот проект золотую медаль на Политехнической выставке в Вене. Все здесь возводилось по последнему слову инженерной науки, ведь их владелец Михаил Воронин был не только купцом и статским советником, но и выдающимся ученым-биологом.
Кладку делали на цементе Роше, которому была не страшна сырость, а своды держались на портландском цементе, который от влаги становился только тверже. В мраморных бассейнах менялись уровень и температура, а вода была проточная и поступала из собственного артезианского колодца. Кроме того, Сюзор спроектировал специальную систему вентиляции с подогревом воздуха и печи новой конструкции, которые топились бездымным кардиффским углем. Вокруг самой большой печи была оборудована скамья, которая грела спины посетителей. Интерьер тоже впечатлял — фонтаны, сводчатые потолки, мебель в стиле времен Людовика XVI и пальмы. В те времена бани воспринимались как общественное пространство — там встречались, обсуждали новости, а во дворе продавали пряники, квас, веники и папиросы.
При советской власти от старых печей избавились, кабинки в комнатах отдыха полностью демонтировали, как и часть декора. Даже название «Воронинские бани» заменили на «№ 43». Но в народе они так и остались Фонарными и просто Фонарями, потому что располагались на углу Фонарного переулка и реки Мойки. Последние пятнадцать лет бани пустовали — их закрыли в 2006 году, признав ветхими.
Команде Megre Interiors интерьеры достались в крайне плачевном состоянии. В полуразрушенном здании совместно с реставратором Рафаэлем Даяновым, по чертежам и фотографиям удалось воссоздать только некоторые зоны. Перед дизайнерами стояла сложная задача переосмыслить историческое здание в контексте современности. Было важно обратить внимание гостей на сохранившиеся элементы архитектура, пропорции и объемы, при этом создав уютное, функциональное пространство.
Чем дальше гости продвигаются в пути от входа к парной, тем «чище» становится интерьер. Через парадную лестницу они попадают в главное лобби бань, в центре которого расположена круговая стойка регистрации. При разработке планировочных решений Megre Interiors сохранили коммуникацию через центральный крест коридоров и лестниц, созданных Сюзором. На втором этаже расположены главное лобби, с его впечатляющим камином и уютными диванами, кафе-пивная с чугунными столиками восстановленными по найденным гравюрам и мраморными стенами, мужской и женский классы, салон и кабинет брадобрея. Этажом выше — уютный ресторан.
В мужском классе второго этажа удалось восстановить изразцовый камин и бронзовый маскарон с головой тритона. Интерьер был восстановлен по историческим эскизам с максимальной точностью и трепетом, а входная зона этого класса создана дизайнерами в аналогичной стилистике. Во время реконструкции удалось сохранить печи. Но не времен Сюзора, а те, что остались после реновации 1930-х годов. Спасли и знаменитые парные. На свои места вернулись также чугунные раковины.