Проект Лены Зуфаровой — элегантный интерьер «вне времени», удобный для жизни семьи с двумя детьми. Заказчики искали жилье в центре Москвы, исключительно в старом фонде. Новостройки даже не рассматривали. Варианты оценивали вместе с Леной: получится ли вместить в имеющиеся метры весь «список задач». В итоге выбрали квартиру в одном из переулков Остоженки. Площадь: 133 кв. метра.
По теме: Елена Зуфарова: красивый дом в Подмосковье
«Люди с европейским вкусом, мои закачики показывали в качестве образцов стокгольмские интерьеры в прохладной гамме, — вспоминает Лена. — И до мельчайших деталей знали, как им будет удобно жить. Например, наложили запрет на серебристый металл и пластик даже в розетках и выключателях, а количество текстиля попросили свести к минимуму, так что окна в гостиной и кухне оставлены вообще без штор. И главное, они хотели, чтобы интерьер не выглядел свежесделанным: никаких трендов, которые уже завтра выйдут из моды. Просили нечто вневременное, при этом элегантное и обязательно — приспособленное для жизни. Чтобы не пришлось переживать, если дети вдруг испачкают стену».
Дом построен в начале ХХ века. Никаких историзмов после ремонта девяностых в квартире не сохранилось, так что пространство расчистили без сожаления. «Архитектура здания эклектична — нам не нужно было следовать определенному стилю, воспроизводить аутентичные детали», — говорит Лена Зуфарова. Исследовав лепнину, сохранившуюся в подъезде, дизайнер разработала лаконичные карнизы, которые изготовило «Гипсовое ателье». Потолочные розетки с цветочным декором — дань модерну. Созданная на заказ цементная плитка Luxemix отсылает к старинному метлаху. Фрамуга с бронзовым стеклом пропускает свет из гостиной в коридор — подобные фрамуги до сих пор можно встретить в старых квартирах.
Следуя пожеланиям хозяев, Лена старалась придать квартире «поживший» вид. Чем не раз ставила в тупик строителей, привыкших все делать «ровно и гладко». Стены выглядят так, будто их уже не раз перекрашивали, гипсовые карнизы сохранили неровности и шероховатости. Двери и мебель выкрашены ручной кистью: в отличия от покрытия в промышленной камере, очевидно, что здесь работал человек. Дверные и оконные ручки из латуни не защищены лаком, отчего со временем покроются красивой патиной. На полу — темная, будто поцарапанная доска Finex. «Меня радует, что сегодня стали цениться «рукотворные» вещи и материалы: кажущееся несовершенство становится признаком индивидуальности, предметом созерцания», — говорит Лена Зуфарова.
Площадь 133 кв. метра Лена Зуфарова задействовала в высшей степени рационально. Вписала гостиную, соединенную с кухней большим порталом, две детские комнаты, кабинет, спальню, постирочную, три санузла, гардеробную и много мест для хранения. Три огромных несущих колонны и балка повлияли на план — пришлось делать коридор. Планировка круговая: из прихожей попадаешь в гостиную, потом в кухню и оттуда обратно в прихожую. Такая структура удобна с точки зрения логистики и очень нравится детям: они играют, бегая по кругу. В проекте многое подчинено младшему поколению, например освещение: родители хотели, чтобы девочкам было комфортно заниматься, читать. «Это первый мой интерьер, где пришлось просчитывать уровень освещенности. Я не любитель технических светильников, но здесь их довольно много», — признается Лена.
Коридор выкрашен в плотный, красивый оттенок из палитры Zoffany, он называется Teal, «чирок». «Этот прием не только разнообразит колорит, но и подчеркивает ощущение воздуха в комнатах, когда мы заходим в них после коридора. К тому же отвлекает внимание от заниженного потолка: его пришлось опустить, чтобы встроить вентиляцию. Кабинет тоже сделали темным: «В светлом эта маленькая комната неправильной формы так хорошо бы не выглядела», — убеждена дизайнер. Активный цвет есть и в кухне. «Заказчица хотела зеленый, мы долго выбирали, делали много выкрасов, прежде чем получили нужный результат».
Мебель — преимущественно скандинавская, но также есть из Италии, России. Много интересного винтажа. В галерее Correct Form нашли редкий стол из палисандра, который поставили в кабинете: Эрик Вортц создал модель для Ikea в 1960-х. В гостиной останавливает взгляд кресло датчанина Арне Ховманда-Ольсена середины XX века. Его привезли из галереи Podra Store и переобили в ткань Leliévre. Здесь же марокканский винтажный ковер из галереи Nomad Chic. В коридоре советские подвесные лампы, Apartment with Vintage. Шведские подсвечники 1950-х купили в галерее RetroNord.
Примечателен декор. Стена гостиной украшена страницами из архитектурного атласа 1900-х годов, в коридоре разместили ботанические литографии 1890-х из галереи Decogravure, в кабинете — фото, сделанные родителями заказчицы на Тянь-Шане, и старинные карты. Современное искусство представлено, в частности, работой Ильи Овсянникова и панно Atelier Plateau.
Для гостиной приобрели диван The Idea, столик Lick my Brick, люстру 101 CPH, бра Artemide, торшер Rubn, лампу с оранжевым абажуром Hay. Композицию столовой образуют стол &Tradition, стулья Hay, люстра 101 CPH. На кухне — люстра Berliner Messinglampen, бра DCW éditions, плита и вытяжка Ilve. Кабинет: стул Muuto, люстра Frandsen, бра Nordal.
Немало объектов произведено по эскизам Лены Зуфаровой, в том числе кухня, встроенные шкафы. Замыслы дизайнера реализовали мастерские Oldwood, DoorsPro, Vysotka Home. «Некоторые модели я рисовала, ориентируясь на итальянский винтаж, например, консоль в прихожей: нечто подобное увидела одном из ресторанов. А вот буфет создан по аналогам стокгольмских квартир: в них нередко можно обнаружить шкафы, которые стоят столетиями. Покрашенный кистью, наш буфет выглядит так, будто ему уже много лет».