Молодая семейная пара (оба журналисты, муж родом из Испании), мечтала о квартире «в духе старой Москвы». Подходящая нашлась в Архангельском переулке, в доме Силуанова: архитектор Зелигсон начал строить его для купца Николая Силуанова в 1913 году, а завершили только в 1928-м силами Госэлектротехнического треста. «Ремонт девяностых уничтожил в квартире все исторические детали. — говорит архитектор Мария Катарьян. — Было сильное желание вернуть обстановку прежних лет, однако я не стремилась достоверно воспроизводить аутентичный интерьер. Важнее было сделать его актуальным, функциональным, модным».
По теме: Мария Катарьян: квартира в Москве для семьи с двумя детьми
Квартира в старом доме обладала прекрасными качествами: высокие потолки, выходящие на юг окна, потрясающий вид на московский дворик и старые скатные крыши. А также красивый подъезд с большими окнами на лестничной клетке, две квартиры на этаже и маленький лифт, в котором могут разместиться лишь двое. Не устраивала планировка: темный шестиметровый коридором (он же прихожая), изолированная кухня, две вытянутые комнаты, крошечная ванная.
Планировку переделали. Избавились от коридора, устроили полноценную прихожую, выделили места для хранения и увеличили площадь ванной в два с половиной раза. Организовали анфиладу: спальня располагается по оси кухни. Кухня теперь объединена с гостиной и при открытых дверях в спальню видны все три окна квартиры разом. Появилось место для обеденного стола, за который можно усадить до шести человек.
«Я вводила в интерьер элементы разных эпох, — говорит архитектор. — Например, вход в спальню оформлен «парадными» распашными дверями с фрезеровкой. В ванной сделана фрамуга — характерный атрибут советских квартир». Тот же принцип и в отделке. Здесь сочетаются мелкоформатная квадратная плитка на стенах, не доходящая до потолка, шестигранная плитка на полу, высокие полуглянцевые плинтусы, большие карнизы, потолочные розетки, мрамор на подоконниках.
Старую кирпичную кладку фрагментарно сохранили (над кухонным фартуком, в спальне и в туалете), покрасив в цвет стен, чтобы кирпич не оттягивал на себя внимание. «Когда демонтировали отделку потолка, в кухне открылась живописная бетонная опалубка, она стала частью интерьера. Похожая история была и с пластиковыми откосами на окнах. Когда их убрали, обнаружилась двухрядная кладка кирпича. Конечно, я сохранила такую форму откосов».
Мария считает, что ей повезло с заказчицей: «Часть мебели выбирала она сама, лишь консультируясь со мной. Например, мечтала о венских стульях — я подсказала марки Ton и Nordal, сориентировала в выборе моделей, цвета. Благодаря моей клиентке я познакомилась с росссийскими брендами Delo Design (от них здесь кресло и стеллаж в гостиной) и Partisan (обеденный стол)». Большой своей находкой Мария считает минималистичный каркас кровати Hay, создающий эффект парения. А также ротанговое изголовье в черной раме из ясеня от финской фабрики Matri. Оно идеально дополняется графикой светильников DCW Editions.
Мария Катарьян довольна спроектированной мебелью для хранения. В прихожей в огромном шкафу 3 х 3 метра нашлось место для одежды и обуви, а также для высокой лестницы и уборочного инвентаря с пылесосом. В спальне спланирован похожий, но консольный шкаф с необычной открытой нижней полкой. Кухня без верхних шкафов и полок выглядит легкой, органично продолжая гостиную. Буфет ярко-синего цвета стал акцентом в общей зоне, а еще в него удалось вместить винный холодильник.
В ванной комнате за раздвижной дверью прячутся стиральная машина, глубокие полки и гладильная доска. У заказчицы большая коллекция духов и косметики — им нашлось место в шкафу, созданном в образовавшейся нише за ванной, там же размещен сантехнический шкаф с доступом к гребенкам. Нишу в гостиной отвели под книжный стеллаж. Замыслы архитектора воплотила столярная мастерская Vecor.
«Моя самая большая любовь — керамическая раковина с металлической консолью в ванной, — признается архитектор. — Нашла ее вместе с напольным унитазом на маленькой итальянской семейной фабрике Bleu Provence: здесь вручную отливают, красят и запекают каждое изделие». Также для квартиры приобрели диван Softline, столик Woud, светильники марок Arturo Alvarez, Umage, Faro, Linea Light, iGuzzini. Настенная и напольная керамическая плитка — от Equipe, CE.SI, Coem. Смесители Hansgrohe. Выключатели и розетки Merten. Дизайн пледа плед в спальне создала художник Линнеа Андерссон для Arket. Репродукции работ Фернандо Ботеро — собственность заказчиков.