Руководитель проекта Екатерина Горбунова, дизайнер Анна Шагалина, архитектор Екатерина Курочкина и визуализатор Елена Тарханова из команды студии дизайна интерьеров «Бюровместе» оформили кафе-столовую в центре Москвы. Помещение находится в старом фонде, жилом здании, построенном в стиле сталинского ампира для советской номенклатуры. Кафе-столовая занимает часть первого этажа и своими большими окнами в три на три метра выходит на оживленную Тверскую улицу.
По теме: Студия Archpoint: эклектичное кафе-гостиная в Москве
«Помню ощущение, когда мы впервые встретились с заказчиком на объекте, — вспоминает дизайнер. — Пожалуй, то же самое можно ощутить, гуляя по разрушенным, увядшим постройкам советских общественных пространств, таких как санаторий Орджоникидзе в Сочи. В таких пространствах чувствуется прежнее величие, помпезная и сдержанная архитектура, след времени».
«Для заказчиков это был первый опыт работы над своим помещением. Ранее наш клиент, комбинат питания «Кремлевский», оказывал свои услуги на различных площадках и вот, наконец, создал свое пространство с нуля: от пуско-наладки пищевого производства до оформления интерьера и подготовки открытия. Основным пожеланием было создать помещение с высокими эксплуатационными характеристиками.
Кафе проектировалось на высокую проходимость, а также высокую интенсивность уборки: управляющий с порога заявил, что маниакально относится к чистоте общепита. Важно было выполнить ремонт в сжатом бюджете, и при этом создать такой интерьер, который бы соответствовал и статусу, образу самого комбината питания (история, качество, уровень продукции) и его целевой аудитории (офисные сотрудники среднего и старшего возраста, в том числе сотрудники различных ведомств)».
«Обсуждение идеи началось с первой же встречи, на ней заказчик обозначил свое видение интерьера: это должно быть роскошное кафе, сохранившее в себе дух истории, но при этом, оно должно быть интересно и доступно современным молодым людям. Мы разработали три концепции, обсудили их с заказчиком и совместно остановились на той, что носила рабочее название «Эклектика» — сочетание советского ампира и современных элементов».
«Изначально помещение было сумрачным и холодным, трехметровые окна были занавешены темными тканями, а от сквозняков периодически вздымались куски полиэтилена. При всей этой картине, неоспоримые плюсы данного пространства легко считывались: большие окна (3х3 м) без перемычек, которые выходят на красную линию улицы, высокие потолки (порядка 5,5 м), колонны и лепнина, которые были в неплохой сохранности, исторические отделочные материалы: черный и бордовый мрамор были в отделке колонн и плинтуса.
Из недостатков: абсолютно все поверхности требовали тщательной очистки, реставрации, ремонта. Требовалось большое количество технических работ, замена всех внутренних коммуникаций: вентиляции и кондиционирования, водоснабжения и канализации, электроснабжения и систем безопасности и связи. За время эксплуатации данного помещения уже была сделана перепланировка: возведен бельэтаж и организован санузел. Мы не меняли планировку существенно, а работали с теми объемами, которые уже были. Например, потолки на бельэтаже совсем низкие, санузлы небольшие по площади — эти условия диктовали определенные решения в дизайне интерьера этих зон».
«Единственное, что мы изменили в архитектуре, — расширили проем в зону мойки, визуально скрыв шпильки для грязной посуды от основного зала, распределили поток людей. В кафе-столовой есть несколько зон: зона продажи сувениров и книг «Книжная экспедиция», фойе (первый зал с барной стойкой, 13 посадочных мест), гостевые санузлы, основной зал, который включает себя зону раздачи, зону посадки за разноформатными столами, в том числе общий высокий стол и зону бара на 60 посадочных мест. Две лестницы ведут на бельэтаж, где также могут единовременно разместиться 60 посетителей. Кабинет управляющего располагается на втором уровне».
«С помощью дизайна нам хотелось рассказать историю, погрузить гостей в определенную среду. Мы придумали легенду: в этом доме живет молодая девушка, которой досталась квартира от известных в прошлом родственников. Она живет в этаком историческом фонде, где «увядающая красота» сочетается с современной техникой, оборудованием, искусством. Нам хотелось подчеркнуть историческую значимость этого места, погрузить гостей кафе в атмосферу некоторой «легендарности», но при этом сохранить их в настоящем. Поэтому было важно найти компромисс между сохранением исторического облика здания, актуальными трендами в дизайне и современными нормами для кафе».
«Так, огромные потолки, колонны из мрамора, лепнина по потолкам, керамическая плитка с «ретро» бордюром — отсылают нас к истории. Рядом белоснежные трековые светильники, которые освещают только столики: так освещение делают в музеях, если они располагаются в исторических зданиях, открытые коммуникации над зоной раздачи, окрашенные в цвет спелой сливы, и сама линия раздачи — хром без стилизации — только функция. Подвесные хрустальные люстры разбавлены современным светильником над большим барным столом. Стены оформлены декоративным покрытием с легким золотистым отсветом — попытка воссоздать атмосферу старинной виллы, стены которой красиво увядают».
«Были элементы, которые требовали реставрации, а значит они сохраняли свои цвета: белая лепнина потолка, бордовые колонны. Деревянный пол в основном зале не удалось сохранить, но он повлиял на создание общей цветовой гаммы. Мы деликатно вписывали отделочные материалы в историческое пространство. Разнообразие цветовой гаммы мы могли предложить только за счет мебели. Заказчику были предложены несколько вариантов цветовых гамм для кресел, и сдержанная кофейная была утверждена».
«В разных зонах использована различная плитка, она ориентирует посетителя в пространстве. Стены в части помещений окрашены изностойкой краской на силикатной основе, что соответствует требованиям общественного пространства. На стенах основного зала — декоративное покрытие: плотное, текстурное. Мы использовали настенную керамическую плитку в зонах, где важно было защитить стены от внешнего воздействия. Небольшой размер плитки, глянцевая поверхность, выкладка плитки прямыми рядами без смещений и завершение керамическим молдингом придает интерьеру «историчность» и камерность. Мы рады, что удалось использовать различные отделочные материалы, выстраивать их ритмично в плоскости, при этом не перегрузить пространство, а именно подчеркнуть его благородство и спокойствие».
«В подборе мебели и аксессуаров мы двигались от концепции. Сначала придумали, создали образ, а потом искали где только возможно. Например, мебель выполняла для нас компания, которая работает в сегменте HORECA. Они обладают набором стандартных позиций, а мы миксовали их друг с другом, искали варианты исполнения нужных для нас элементов в рамках бюджета заказчика. Диванные группы на бельэтаже, бар и полки над ним (спущенные с пятиметровой высоты), стеклянная перегородка, отделяющая общий высокий стол в основном зале — все это было спроектировано по нашим эскизам».
«Множество подрядных коллективов выполняли вручную работы: реставраторы восстанавливали утраты в лепнине, декоративное покрытие в основном зале наносилось вручную в течение недели, электрики аккуратно «воспроизводили» историческую разводку для современных светильников».
«Проект сложился. Нам удалось создать «парадную» картинку с помощью недорогих материалов. Удалось спроектировать и реализовать проект за короткий срок в режиме отмены поставок части отделочных материалов и выстроить партнерские отношения как с заказчиком, так и с подрядчиками на этом проекте».