Маленькая квартира 36 кв. метров находится в московском районе Хамовники, в поздней сталинке 1959 года. Хозяева— графический дизайнер и врач-кардиолог, мечтали о просторном светлом жилье, где можно работать и принимать гостей. Архитектор Надежда Торшина воплотила их мечту, несмотря на скромную площадь.
По теме: Татьяна Аленина и Владимир Красильников: московская квартира 46 кв. метров
«Передо мной стояли, казалось бы, взаимоисключающие задачи: сделать помещение функционально насыщенным, но свободным, учесть исторический контекст, но создать современный интерьер», — объясняет Надежда Торшина. После перепланировки квартира стала, по выражению архитектора, «пространством почти без дверей». На 36 кв. метрах удалось разместить гостиную, столовую, кухню, спальное место, просторную душевую, гардеробную и даже небольшую кладовку. При этом интерьер выглядит легким, не загроможденным.
Особое внимание архитектор уделила приемам, визуально увеличивающим помещение. Встраиваемые шкафы, окрашенные в цвет стен, несмотря на вместительность, почти незаметны, зеркало во всю ширину гардеробной магически удваивает пространство. Шторы в пол, высокие верхние шкафы на кухне, окно от пола до потолка в душевой и минималистичные оконные рамы, практически лишенные переплетов, — эти вертикальные элементы визуально приподнимают потолок.
Одна из конструктивных особенностей большинства сталинских домов — массивные несущие балки, которые непросто скрыть. Именно такая балка, разделяющая квартиру пополам, была выявлена при обмере. «Я предложила заказчикам несколько решений, в результате бетонный ригель оставили открытым. Он пронзает кухню-гостиную и гардеробную, превращаясь в декоративный элемент. Бетон после зачистки от краски оказалась слишком темным для выбранного цвета стен, поэтому его высветлили до нужного оттенка, сохранив текстуру».
Изначально архитектор и заказчики рассматривали несколько вариантов палитры, в итоге остановились на серой, с полами из натурального дуба теплого оттенка и акцентной темной кухней. «В небольшом помещении важно минимизировать цветовые контрасты, это визуально объединит комнату, cделает ее более просторной», — объясняет Надежда Торшина. Стены были оштукатурены и покрашены, но без финишного выравнивания: неидеальные поверхности хорошо вписались в контекст старого фонда, который так ценят хозяева. К тому же позволили сократить сроки и бюджет.
В мебели предпочтение отдано молодым российским дизайнерам, светильники представлены известными датскими брендами. Диван Delo Design с низкой спинкой оптмально вписался в опенспейс — на него можно сесть со стороны гостиной и со стороны кухни. За круглым столом марки TОК разместится компания из шести человек. Дополнительные стулья спрятаны в кладовой. При выборе радиаторов отопления архитектор ориентировалась на исторический дизайн и материал: «С технической точки зрения чугунные модели лучше всего подходят для квартир в старом фонде».