Современные планировки воплощают в жизнь все кошмары профессора Преображенского. Так называемая общественная зона квартиры — это место, где едят, отдыхают с книжкой или у телевизора, готовят и работают. А если это квартира-студия, то и спят там же. Но что бы не думал почтенный Филипп Филиппович, современные дизайнеры умеют разрулить и такую ситуацию. Поговорим сегодня о зонировании — о том, как навести в интерьере порядок и гармонию без лишних стен.
Подиум. Проект Екатерины Лоскутовой
Маленькие квартиры — единственный случай, когда подиум можно рекомендовать без всяких «но». В них он появляется, в том числе, из желания заполучить дополнительное место под хранение. Спальное место можно поднять на подиум даже в квартире с невысокими потолками — все равно вы там по больше части лежите. Высота такой «пристройки» должна быть относительно небольшой, чтобы подняться наверх можно было без усилий — иначе придется делать ступеньки, а они съедают место. В проекте Екатерины Лоскутовой — а это квартира площадью всего 25 кв. метров — ширина комнаты позволила вынести на подиум не только матрас, но и рабочее место. Дизайнер выкроила под него местечко в углу, а это самое светлое место в комнате, на стыке двух окон.
В больших квартирах подиум — решение спорное. Перепад высот — это всегда дополнительные риски травматизма, а в будущем помещение с разноуровневыми полами будет сложнее подвергнуть перепланировке.
По теме: Екатерина Лоскутова: маленькая квартира 29 кв. метров для студента МГУ
Потолок. Проект студии Re
Подиум вверх тормашками. Понижение потолка не бросается в глаза — взгляд человека в нормальном состоянии направлен вперед и немного вниз, но отлично работает. Разница в высоте помещения считывается в любом случае. И позволяет расставить приоритеты — та зона, где потолок выше, воспринимается как более парадная. Это на руку дизайнерам, поскольку позволяет понижать потолки именно там, где это полезно и в техническом плане — прежде всего, на кухне. В проекте студии Re зона готовки находится в открытом пространстве, но короб, внутри которого прячутся коммуникации, не оставляет никаких сомнений в том, где она заканчивается.
По теме: Studio Re: квартира в стилистике japanordic
Контрастная отделка. Проект студии BALCON
Стык два двух разных материалов делит помещение на части почти также убедительно, как межкомнатные перегородки — вопросов, где граница не возникает. Можно соединить краску с обоями или взять краску двух разных цветов, но чем сильнее контраст — тем заметнее разграничение.
В проекте студии Balcon белая стена с каннелюрами встречается с мрамором — но это лишь один из множества приемов, которые есть в этом проекте. Мраморная стена продолжается зеленым, в тон камню, потолком, образуя комнату в комнате. А в зоне гостиной потолок понижен. Довершает картину диван — его спинка закрывает телевизионную зону от столовой.
Единственный недостаток такого решения в том, что оно не оставляет пространства для маневра — стоит сдвинуть любой из предметов чуть в сторону, и картинка развалится.
По теме: Квартира 108 кв. метров для семьи по проекту студии BALCON
Акцентная стена. Проект SE Design Buro
Этот интерьер начался с базальта — заказчик и авторы проекта решили, что ему в интерьере обязательно быть. А такие фактурные материалы хороши именно для акцентов.
Не знаю, была ли здесь изначально эта ниша (часто они получаются из-за расположения колонн), но она помогает превратить базальтовое панно в якорь для всей диванной группы. Получается композиция, которая замкнута на себя, — на это работает и удачно подобранный в пандан к стене ковер, и расстановка мебели.
Тут надо заметить, что вообще-то мы имеем дело с комнатой, в которой всего она функция — между ней и соседней кухней-столовой нет дверей, но портал все-же имеется, так что они четко разделены. Тем не менее, зонирование здесь не прихоть дизайнеров, а необходимость: гостиная проходная, и надо было очень четко отделить зону посиделок от ходовой линии, обеспечивающей кратчайший путь от прихожей и спальни к месту приема пищи.
По теме: SE Design Buro: квартира с мужским характером
Стеллажи. Проект Le Atelier
Зонирование пространства предполагает не только границы, но и фокальные точки в каждой из смысловых зоны. Суть проблемы и ее удачное решение видно в этом проекте Сергея Колчина и его команды. Зону гостиной здесь очень четко отбивает стеллаж казанского бренда Yaratam, который архитекторы поставили заподлицо с несущей колонной у окна. По сути дела, это тот же самый прием, который мы видели в примере с контрастными отделками. Стеллаж даже в полупустом виде берет на себя очень много внимания благодаря своей четкой геометрической структуре.
Маленькая столовая зона таком активном фоне могла просто потеряться. Поэтому авторы проекта усилили ее с помощью искусства. Большая работа в торце стола в качестве визуального акцента — отличный, проверенный временем прием. А еще мне нравится, как эта черно-белая графика Алишера Кушакова рифмуется с монохромным ковром в диванной зоне.
По теме: Фактурный минимализм: белая квартира по проекту бюро Le Atelier
Ковры. Проект студии A&ES
Ковры часто выступают в качеств вспомогательного средства зонирования, но могут справиться с этой задаче и сами по себе. Зонирование с помощью ковров имеет важнейшее преимущество — вы оставляете себе полную свободу, в любой момент мебель можно передвинуть и все переиграть. Границы при этом получаются вполне четкие.
Важно, чтобы ковер был достаточно большим и все предметы, которые входят в группу, помещались на нем хотя бы частично. Вот в проекте студии A&ES с монохромным ковром от Art de Vivre все сделано по уму: мебель стоит просторно, а справа от диванной группы осталось достаточно места для прохода. Обратите внимание на «довесок» к дивану, обращенный в сторону кухни-столовой — это удачный ход, когда хочется добавить в интерьер дополнительные сценарии использования. Даже странно, почему люди так редко ставят у себя двухсторонние диваны.
По теме: A&ES: квартира 110 кв. метров для молодой пары в Москве
Круг. Проект студии DesignAid
Почти все предметы мебели и сами наши дома и квартиры в плане тяготеют к прямоугольнику. Все круглое, что появляется в интерьере работает на контрасте, выпадая из привычной схемы. Если методично наслаивать эти круги, как сделали Татьяна Харченко и Сердар Яников из студии Design Aid, получится совершенно герметичная композиция. Тут важно не мелочиться с абажуром — светильник должен накрывать стол как куполом, и не забыть про «подложку» в виде ковра. Эта столовая группа будет выглядеть завораживающее, даже если перекрасить стены комнаты в менее эффектный цвет.
По теме: DesignAid: две квартиры и два разных подхода к интерьеру
Комната-шкатулка. Проект студии MSTRSK Bureau
А вот в этом примере цвет имеет ключевое значение. Перед нами типовая квартира с кухней-аппендиксом — для зонирования этого в принципе достаточно, зона готовки надежно «заперта» на своих шести квадратных метрах. Но квартиры с такой конфигурацией встречаются настолько часто, что становится грустно. Александра Прамзина и Екатерина Аулова из MSTRSK Bureau придумали, как превратить неизбежность типовой планировки в оригинальное решение. В их исполнении кухонный закуток превратился в комнату-шкатулку, которая работает на контрасте с остальным интерьером. Сила эффекта пропорциональна смелости дизайнера (и заказчиков, само собой) — тут все от пола до потолка покрыто краской оттенка RAL 1032. Таким образом можно оформить, например, прихожую или рабочую зону в большой гостиной. А вместо краски взять дерево или плитку. Главное — тотальное использование выбранного материала.