Олимпиада Арефьева известна мастерской работой с цветом и любовью к классическим пропорциям, но этот проект, как говорит сама дизайнер, стал для нее программным: «Я почувствовала себя органично в сложном миксе современности и барокко».
По теме: Well Done Interiors: квартира с мансардой по проекту Олимпиады Арефьевой
Заказчики — зрелая пара, иногда к ним в гости приезжает взрослая дочь. Они искали не просто жилье, а выразительную архитектуру, которая станет основой для интересного интерьера. А когда нашли — столь же придирчиво выбирали дизайнера. Проводили интервью с кандидатами, просили предпроектные предложения. Так что впервые Арефьева попала в квартиру, еще не подписав контракт.
Увиденное зарядило вдохновением: простор в 200 кв. метров, пятиметровые потолки, огромные окна с видом на центр Москвы. «Мы с заказчиками сразу решили: проект будет эклектичным, сложным, а главное, артистичным. Здесь все взаимосвязано: от работы с объемами до подушек на диванах. Планировка и декор подчинены друг другу. Глаз реагирует прежде всего на цвет и орнамент, важно, чтобы они были положены на выверенную архитектурную базу».
Основной запрос заказчиков: пространство, которое невозможно понять с первого взгляда. Им не хотелось однообразных по объему помещений. Прозвучало сравнение «как матрешка» — интерьер должен преподносить сюрпризы. Чтобы варьировать ощущения и к тому же увеличить площадь, соорудили антресоль — в центре квартиры появился «транзитный» двухуровневый блок с комнатами в половину высоты этажа. «На контрасте с маленькими объемами крупные воспринимаются еще более грандиозными. Этот эффект сжатия-растяжения я очень люблю», — объясняет Олимпиада Арефьева.
Индустриальному стилю перегородок из стекла и металла дизайнер решила противопоставить барочную насыщенность — так пришла идея потолка с кессонами. Их рисунок подсказало убранство римских церквей Франческо Борромини. «Я не сразу поверила в смелость заказчиков и предложила сделать кессоны белыми, но хозяйка попросила добавить цвет. Тогда я поняла, что могу не сдерживать себя, и нарисовала финальную версию эскизов. Стало очевидно, что у нас складывается густая палитра, лишь спальня дочери будет светлой, девичьей. Среди насыщенных цветов звонко зазвучат крупные белые предметы».
Если архитектура в квартире сложная, то отделки почти везде простые: доска на полу, покраска на стенах. Зато уж оттенки краски подбирали скрупулезно, для каждой комнаты делали по десятку выкрасов, а в спальне и вовсе перекрашивали готовый потолок. «Сложно было поймать нужную плотность тона, когда стены цветные», — объясняет дизайнер.
Важной частью проекта стала работа с тканями. В любом интерьере есть текстиль, но далеко не всегда он играет настолько важную стилеобразующую роль. «Текстиль здесь развивает тему артистичности. Ткани, изделия из них — полноценные произведения искусства, только расположены они не на стенах, а на диванах, кроватях, окнах. Я использовала много графических орнаментов. С ними сочетала ткани Pierre Frey, Nobilis, Harlequin, будто разрисованные вручную, в гостиной добавила ковер по мотивам живописи Джеймса Нейрса. Сложный текстиль с рисунками, разработанными лучшими художниками, — для меня это и есть настоящая роскошь, высокое искусство».