Российский девелопер «Брусника» завершил проект средней общеобразовательной школы №220 в Новосибирске. Архитекторы и инженеры компании работали в коллаборации с голландским архитектурным бюро SVESMI, европейским архитектурным бюро Novascape и центром разработки образовательных систем «Умная школа».
По теме: Дизайнер Мия Карлова изменила имидж московской школы
Место под школу № 220, было заложено в мастер-план района «Евроберега» и включено голландским бюро KCAP в структуру как необходимый социальный объект и значимое общественное пространство. В 2018 году на уровне города был подготовлен проект школы, который предполагал появление типового образовательного учреждения по советским стандартам. Проект не был адаптирован к современным методам образования и архитектуре микрорайона. Поэтому «Брусника» выступила с инициативой перепроектирования.
Сердцевину здания образуют общественные пространства — атриум и малый спортивный зал, накрытые куполом. Оба центральных объема получают максимум дневного света и служат источниками освещения для коридоров. Атриум спроектирован вместо традиционного актового зала. Он устроен как многофункциональное, гибкое пространство с деревянной лестницей-трибуной для организации событий различного масштаба: лекций, концертов, театральных выступлений и отдыха между классами.
Рядом находятся спортивные залы, зона рекреации с пуфами, диванами и растениями. Атриум визуально и физически связан со столовой и музыкальным классом за счет прозрачных и мобильных перегородок. Также к нему примыкает хореографический класс. При желании эти помещения могут быть совмещены. Вокруг центрального ядра по периметру здания собраны классы, лаборатории и мастерские и другие пространства школы.
«Когда мы говорим про адаптивность школы к изменениям, то подразумеваем гибкую организацию образовательного процесса по разным методикам и под разные задачи, — рассказывает Дмитрий Агарков, руководитель отдела социальной и коммерческой инфраструктуры в «Бруснике», архитектор проекта школы в «Евробереге». — Все классы кросс-функциональны и могут использоваться для изучения нескольких предметов. Расписание занятий разработано так, чтобы исключить пустующие помещения без регулярной загрузки. Другой пример — в классах мы используем только одиночные парты. Этот же принцип использован в рекреациях. В целом они предназначены для отдыха, но быстро трансформируются в рабочие полигоны или актовый зал».
Специализированных классов в школе нет, их заменили на кластеры — медиа и арт, спортивный, естественно-научный и технологический. Внутри кластеров помещения универсальны и могут использоваться для изучения нескольких предметов. Габариты и конфигурация аудиторий позволяют создать разные способы организации обучения и разную рассадку в зависимости от стоящей перед учителем задачи. Для этого в проекте используется легкая мобильная мебель.
Также в школе предусмотрены лаборатории и мастерские для творческих занятий и групп продленного дня. Всего порядка 10 различных мастерских: изобразительного искусства с гончарной зоной, музыкальный класс, мастерская для технического творчества и ИТ-полигон, мастерская дизайна и др. Авторы проекта даже посмеиваются, что большинство людей не верят в то, что это муниципальное учреждение, доступное для всех по месту прописки.
Столовая расположена на первом этаже школы и вмещает более 400 человек. Отвечая идее разнообразия, помещение обеденного зала зонировано с помощью разной по типу мебели: круглые столы, прямоугольные для больших групп, высокие барные. Также из столовой можно выйти на террасу: ученики и преподаватели могут использовать это пространство для неформальных занятий, пикников и других активностей.
В школе спроектировано два спортивных зала: большой и малый. В большом зале устроен профессиональный скалодром и оборудовано поле для игр с мячом. Малый зал повторяет концепцию большого и связан с атриумом стеклянным куполом. Учительская задумана как административный openspace из шести зон: открытого пространства для работы и отдыха педагогов, канцелярии, секретариата переговорных, мини-кухни и рабочего места директора. Учительская также объединена с атриумом за счет прозрачных перегородок. Это добавляет работе преподавателей открытости.
Все отделочные материалы соответствуют федеральным нормам и СНИПам. Они экологичны и абсолютно безопасны для детей. Во всем здании, включая атриум, применили специальное стекло с напылением, чтобы летом помещения не перегревались, а зимой сохраняли тепло.
Одним из ярких акцентов интерьера школы стало дерево. Купол атриума выполнен из гнутых деревянных балок и витражей. Из дерева также сделана лестница-трибуна, акустические панели в музыкальном классе, мебель в столовой и внутренний профиль окон во всех помещениях. Обрамление окон деревом, в частности, позволяет использовать их в перерывах между занятиями: ученики могут сидеть на подоконниках, готовится к урокам, общаться. За использование дерева школа отмечена специализированной премией «АрхиWood».
Интерьеры задуманы как нейтральный фон для проявлений детского творчества. Все графическое оформление, включая элементы навигации, — лаконичное и понятное. Дизайн подчинен идее максимальной открытости и простоты. Стеклянные перегородки дают помещениям дополнительный свет и обнажают образовательный процесс.
Стулья, табуреты, пуфы: JUMPER, «АГАТ», Rondo, Actiu Wing, «Статио Проджект». Парты: «АГАТ», «СТОРОСС», Uno-C, «Экросхим». Мойки, столы в лаборантские, лабораторные шкафы, демонстрационные шкафы: «Экросхим». Тумбы, стеллажи, шкафы: «СТОРОСС». Корпусная и мягкая мебель выполнена на заказ по эскизам авторов проекта.