Дизайнер Фатима Березова вернула исторический облик квартире в доме 1891 года. «Она находится в центральной части Владикавказа, на первом этаже. Квартира площадью 93 кв. метра досталась новым владельцам с ремонтом, характерным для 2000-х. Мне же хотелось воссоздать дух прошлой эпохи, и в этом заказчики, к счастью, были со мной солидарны, — рассказывает Фатима. — Мы создавали интерьер вне времени — с лепниной, метлахской плиткой и винтажной мебелью».
По теме: Юлия Голавская: мастерская дизайнера в старом московском доме
Фатима Березова
Дизайнер
«До октябрьской революции 1917 года здание служило домом монахам и служителям Храма святого равноапостольного князя Владимира, который находился на противоположной стороне улицы и сохранился до наших дней, а в 2021 году был отреставрирован. Как это часто бывает в старом фонде, нужно было провести большой фронт черновых работ, обновить коммуникации, пол и перекрытия. Уже на первой встрече я отметила, что входная зона неудобна, а кухня и спальня будто не там, где должны быть. Я поменяла их местами, в результате появилось общее светлое пространство кухни-гостиной, спальня же обрела удобный изолированный вход».
«Заказчики, молодая семья, дали мне максимум свободы для творчества. Из ограничений был только относительно небольшой бюджет, а из особых пожеланий — зеленый цвет, который в той или иной степени должен был присутствовать в интерьере. Стоит отметить и сложный, почти экстремальный демонтаж, с которым команда профессионально справилась. Когда с потолка в санузле сняли гипсокартон, из-под него посыпались куски бетона. Перекрытие было в очень ветхом состоянии, а значит, могло обвалиться в любой момент. Нам пришлось варить ферму из металла, чтобы укрепить потолок, прежде чем продолжать работы».
«Заказчики — ценители винтажной мебели, но при этом им не хотелось иметь в доме предметы, которые в прошлом принадлежали кому-то другому. Поэтому все буфеты, тумбы, шкафы, столы выглядят как винтаж, но были изготовлены на современном производстве по моим эскизам. И все же мне удалось согласовать использование светильников с историей. Польские бра были найдены через соцсети. Несколько стульев в проекте тоже винтажные — например, кресло возле рабочего стола в гостиной и стул в детской комнате. На «Авито» нашлись и несколько венских стульев в идеальном состоянии».
«Весь интерьер решен в единой гамме. Характер пространства считывается уже в прихожей, где я использовала много белого цвета и метлахскую плитку с графичными черными вкраплениями. Системы хранения — встроенные, а фасады выкрашены в цвет стен, чтобы создать максимально легкий образ. Кухня и гостиная — смежные помещения, объединенные широким порталом. Интересно, что я заложила его в том месте и в том размере, в каком он существовал исторически, — но узнали мы об этом только в ходе демонтажа, когда сняли отделку. Удивительное совпадение!»
«Спальня заказчиков решена в зеленых тонах: мы выбрали спокойный травяной оттенок и дополнили его текстилем в схожей гамме. В квартире нет изолированной гардеробной, и основную задачу хранения решает встроенный шкаф. Вторая спальня предназначена для молодой девушки, дочери заказчиков. Это единственная комната с альтернативной цветовой гаммой: для стен использовали краску терракотового оттенка, однако визуально мы объединили ее с другими помещениями за счет единого напольного покрытия, мебели и высоких плинтусов».
«В отделке ванной комнаты использован тот же оттенок зеленого, что и в спальне. В раскладке совместили плитку двух конфигураций: квадрат и кирпич более мелкого формата, а переход оформили через черный кант, чтобы подчеркнуть графичность интерьера. Кстати, окно в ванной было почти полностью заложено. Мы увеличили его до первоначального размера — восстановили историческую справедливость».
«Ради винтажного кресла в гостиной мне пришлось познакомиться со всеми реставраторами в регионе и даже собрать консилиум. Последняя реставрация была неудачной, и специалисты говорили, что кресло уже не спасти. Однако общими усилиями мы все же нашли способ исправить ситуацию — теперь оно занимает достойное место рядом с письменным столом заказчиков».