Квартира дизайнера — особый жанр. Казалось бы, здесь автор не ограничен пожеланиям заказчика и может реализовать любые свои идеи. На практике же оказывается, что условия порой диктует само пространство. Так вышло в проекте Айи Лисовой, основательницы студии AIYA bureau, — эту квартиру в знаменитой сталинской высотке на Кудринской площади в Москве она делала для себя, но поскольку исторически квартира принадлежала семье дизайнера и хранила много теплых воспоминаний, интерьер преобразился очень деликатно.
По теме: AIYA bureau: пентхаус с террасой в центре Москвы
Квартира площадью 76 кв. метров принадлежала дедушке Айи, который получил ее во время работы в МИД. Когда он умер, квартиру стали сдавать, но после последних арендаторов дизайнер решила пожить здесь сама. Конечно, пространство хотелось обновить, адаптировать его под себя и сделать более комфортным, но при этом сохранить семейный дух, отдать дань истории. По мнению Айи, важно сохранять идентичность таких квартир — это память архитектуры.
От перепланировки здесь отказались — единственное, сразу объединили ванную и туалет, поскольку помещения были слишком маленькими. Чтобы уместить стиральную машину, которую перенесли с кухни, вместо ванны сделали душевую. Остальные комнаты остались в своих изначальных границах, но некоторые из них сменили назначение, чтобы соответствовать образу жизни хозяйки. Например, в комнате рядом с маленькой кухней планировали сделать столовую, но Айя поняла, что гостей ей комфортнее принимать в гостиной, поэтому на это место «переехала» гардеробная.
Небольшая квадратная комната, где сначала располагалась гардеробная, превратилась в уютный кабинет, которого прежде в квартире не было. Из окна, возле которого поставили стол, открывается вид на на МГУ, где училась и Айя. Слева расположен вместительный стеллаж с книгами и альбомами, а стену справа заняли картины. Гостиная — сердце этого дома — и примыкающая к ней спальня остались на своих местах. Распахнув двустворчатые двери, легко стереть границу между комнатами, визуально увеличив пространство.
В квартире осталось много исторических архитектурных элементов: паркет елочкой, лепнина, плинтусы, экраны радиаторов, деревянные окна, распашные двери. Все их было важно максимально сохранить и вписать в обновленный интерьер. Часть элементов отреставрировали, но очень бережно, с уважением к следам времени: так, за дубовый паркет пришлось биться с рабочими, которые хотели отциклевать его и придать вид почти нового, тогда как дизайнер стремилась сохранить каждую царапину. Двери и оригинальные гранитные подоконники тоже отреставрировали, но так, чтобы остались следы жизни. Обновили и окна с кремонами, которые были в плохом состоянии и из них сильно дуло. Мастера проделали тонкую работу — сохранили внутреннюю часть, а внешнюю заменили на деревянный стеклопакет.
С оригинальными элементами «подружилась» спокойная нейтральная палитра. Преобладают коричневый, бежевый, черный, белый цвета. Для стен Айя выбрала краску Argile. В большинстве помещений они выкрашены в теплый серо-бежевый оттенок, который служит отличным фоном для дизайнерской мебели и предметов искусства, в спальне главным стал расслабляющий зеленый оттенок, а в прихожей — глубокий черный. Он позволяет визуально размыть границы этой компактной зоны и эффектно контрастирует с белоснежными дверьми.
Вся мебель подобрана так, чтобы гармонично вписаться в обновленный интерьер и обеспечить необходимый уровень комфорта. Часть предметов изготовлена на заказ, например, гардеробная или кухня Dantone Home, выполненная по собственному проекту Айи. Большую роль играют и предметы искусства, которые отражают внутренний мир хозяйки. Многие из них дизайнер привезла из многочисленных путешествий по миру, в том числе работы современного скульптора из ЮАР Дриаана Клаассена. А вот картины Димы Ребуса, украшающие коридор, как и комод и несколько других элементов обстановки и искусства, были куплены специально для этого проекта.
В целом все предметы мебели, искусства и декора объединяет то, что их в любой момент можно забрать в другое место, где они так же органично впишутся в пространство. По словам Айи, ей близка концепция «интерьер как коллекция», когда наполнение квартиры и есть сам «дом», и его можно при желании взять с собой куда угодно.