Загородный дом с барельефами в Геленджике: проект Braginskaya & Architects
5 октября 2024 г.
Богемный брутализм — так с небольшой долей иронии Марина Брагинская и команда бюро Braginskaya & Architects определили концепцию реконструированного дома в Геленджике. Типовое строение было полностью переосмыслено с точки зрения архитектуры, существенно увеличена площадь с 350 до 850 кв. метров, а также создано пространство для жизни артистичной семьи с дочерью-подростком. Заказчики предоставили команде бюро практически полную свободу творчества и предложили использовать необычные цвета и их сочетания, нестандартные материалы и решения.
По теме: Марина Брагинская: дом, о котором мечтали заказчики
Расположение участка с очень серьезным перепадом высот создавало определенные сложности, но в то же время обеспечивало дополнительные возможности вертикальной планировки. Асимметричное маленькие окна и огромные поверхности пустых фасадов от застройщика не давали свету проникать внутрь. Также необходимо было пересмотреть геометрию мансарды и придумать ей назначение.
До появления команды бюро на проекте уже была проведена большая работа, например, укрепили стены, чтобы они выдерживали сейсмическую активность, которая характерна для региона. Поэтому дальнейшие изменения вносить было сложно, но тем не менее удалось переделать все лестницы, чтобы сделать их более удобными, а также увеличить высоту окон и уравнять высоту дверных проемов.
Отдельное здание для кабинета снесли и нашли место для него внутри дома, также спроектировали павильон гаража. В нем предусмотрели окна с асимметрично скошенными откосами и зеркальными стеклами. Они одновременно пропускают внутрь свет и отражают окружающие дом сосны. Таким образом строение органично смотрится на территории и отвечает общей эстетике проекта.
«Обсуждая первые идеи проекта, источники вдохновения и направления движения, мы неоднократно говорили об архитектуре советских санаториев региона, их увядающую красоту и огромный эстетический потенциал, — рассказывает Марина Брагинская. — Кроме того, личность заказчиков, их разнообразные творческие интересы и смелость служила невероятным вдохновением».
«Так сформулировалось — сначала в шутку, а затем как-то прижилось — название стиля дома «богемный брутализм». Этот необычный творческий поиск привел нас к необычным решениям, часть из которых мы использовали на этом объекте впервые: крупные барельефы на фасаде от Валерия Пчелина, терраццо в гостиной по «советской» технологии, металлические ограждения центральной лестницы, разработанные нашими архитекторами, ограждения детской, где использованы цветные смолы, и др.».
«Наверное, сложно переоценить опыт работы над фасадами. Главный архитектор Полина Витер долго искала правильное решение. Сделать вид, что мы не видим весь этот композиционный ужас, было невозможно. Тогда она предложила превратить их в пространство для скульптурных барельефов. На нашу удачу, идею заказчики поддержали и был найден прекрасный краснодарский скульптор Валерий Пчелин, который воплотил наши идеи в целой серии барельефов».
«Заказчики просили, чтобы было много цвета и мало света, так что можно было не бояться сложных сочетаний и темных цветов. Кроме того, было понятно, что дом будет постепенно наполняться арт-объектами, и мы думали о том, какой фон может стать наиболее выигрышным. И иногда именно темные цвета дают самый эффектный результат».
«Довольно много предметов было разработано специально для этого проекта, а также сюда приехало множество мебели и света со всего мира от культовых производителей. Например, кресло Up от B& B Italia в гостиной — своеобразный дизайн-манифест, который заказчики утвердили сразу. А вот диван искали долго. Но Edra оказались вне конкуренции с точки зрения и комфорта, и дизайна. Завершают образ скромные внешне светильники Apparatus, невероятно эффектные в жизни, с фарфоровыми плафонами ручной работы».
«Необычным решением стал выбор фанеры для отделки мансарды. Идея пришла сразу, как только стало понятно назначение пространства — заказчик оказался заядлым меломаном. Уже позже, когда отделка вовсю шла, у меня случилась «радость узнавания» в Венеции, когда павильон Франции на арт-биеннале был превращен в концертное пространство со сложной угловатой геометрией, полностью отделанное фанерой».
Отдельного внимания заслуживает отделка санузлов и зоны бассейна. В детской ванной комнате была использована керамическая плитка ручной работы, разработанная специально для проекта. В мастер-ванной же, наоборот, ставку сделали на натуральный мрамор, встроенный свет и систему отражений. Планировку поменяли так, чтобы раковины были расположены друг напротив друга, что дало очень интересный эффект. Гостевой санузел ярко-синего цвета дополнен золотыми обоями De Gourney из потали.
В зоне бассейна использовано несколько черных и темно-серых материалов. Чаша оформлена мелкой черной стеклянной мозаикой, которая создает эффект бездонной морской глубины. Только в некоторые солнечные дни свет, проходя сквозь воду, дает ей бирюзовый оттенок. Кромка выполнена из матового черного мрамора, а пол — из фактурного черного сланца. Геометричные барельефы на стенах, разработанные командой бюро, вдохновлены одновременно архитектурой Карло Скарпы и советскими санаториями. Душевая при бассейне же отличается яркостью — орнамент мозаики вдохновлен творчеством группы «Мемфис» и подогнан под геометрию помещения, чтобы он полностью был закольцован и не прерывался.