Архитектура как главный герой офисного пространства: проект Studio Architales
8 ноября 2024 г.


Ольга Поташова и Георгий Клемерс, Studio Architales, спроектировали офисное пространство площадью 190 кв. метров в Санкт-Петербурге, в котором главный акцент сделан на архитектуре. Но также в этом проекте есть отсылки к творчеству французского архитектора Огюста Перре, аллюзии на Эрмитаж и доля постиронии.
По теме: «Перемена»: кафе и офис студии KIDZ в Петербурге
Объект расположен на первом этаже жилого многоквартирного дома в самом центре города, через дорогу от знаменитых Атлантов Эрмитажа. Само здание было построено в конце XIX века для Штаба гвардейского корпуса архитектором Христианом Грейфаном. Дом включен в список памятников истории и культуры.

Георгий Клемерс и Ольга Поташова
Studio Architales




Заказчик планировал переместить головной офис своей компании в проектируемое пространство либо сдавать объект. Из обязательных требований было наличие помещения для охранника, кабинета директора, кухни и переговорной с большим столом. Стилистические пожелания при этом отсутствовали.
Изначально объект состоял из нескольких квартир, организованных уже в советское время. Когда авторы впервые зашли в уже демонтированное от старых перегородок пространство, увидели, что оно очень мрачное. Обнаженные темные кирпичные стены и недостаток дневного света произвели удручающее впечатление. Однако в помещении был старый дымоход для камина, высокие потолки чуть больше 3,5 метров, семь окон по главному фасаду и три входа.
В ходе полной перепланировки появились новые проемы, также несущие конструкции были усилены. Помимо необходимых по техническому заданию от заказчика помещений, также появились два просторных кабинета, один из них — с действующим камином, три санузла, техническое помещение с вместительной гардеробной. Конечно, основную ось задает длинный коридор, который просто не мог не стать анфиладой.




«Приступая к проектированию, мы всегда принимаем в расчет контекст. Где находится объект, что его определяло в прошлом, как на него влияет окружение, как мы можем сделать его лучше, — рассказывают авторы проекта. — Архитекторы-дизайнеры, на наш взгляд, как и врачи, должны руководствоваться правилом «не навреди». Это означает с уважением и большим вниманием относиться к историческому наследию, «не плодить сущности без необходимости», бережно восстанавливать то, что было разрушено».
«Данный проект — оммаж французскому архитектору Огюсту Перре. Нам хотелось создать драматургию пространства, в котором бы солировала чистая архитектура. Проявлять ее через понятные архитектурные решения и узнаваемые приемы. Нам важно было в одном проекте показать преемственность, логичность, воссоздать «временную шкалу».




В отделке стен предпочтение отдали обычной штукатурке с последующей покраской. Заказчик согласился на деревянные окна, которые обрамили в гипсовые наличники. Декоративные элементы стен и карнизов, дверные проемы, ребристая поверхность над кухонным фронтом — все это тоже гипс.
«В служебных помещениях и в анфиладе на пол положили натуральный известняк Jura Limestone beige. Он максимально нейтрален и приятен глазу. Натуральный дуб, стекло и металл часто фигурируют в интерьерном наследии Перре. Мы сделали эти материалы обязательными и у нас в проекте. Но стекло у нас текстурированное, через него свет в коридор проникает мягко, рассеянно. Камин облицован плиткой, сделанной по нашему эскизу в керамической мастерской. Особенно удачным решением нам кажется отделка полуколонн в коридоре и пространства над проемами — это штукатурка стукко под мрамор, которая отсылает нас к Эрмитажу, где этот прием задействован виртуозно».
«Цветовая палитра была продиктовна особенностями инсоляции. Поскольку дневного света из окон не так много, мы решили все максимально высветлить. В каждом помещении у нас свой оттенок белого или бледно-серого. Где-то мы уходим в более плотный тон, где-то даем разную теплоту, но эта та самая скучная палитра, которая правильно подчеркивает архитектуру и является хорошим фоном для мебели из дуба и металлических элементов».


«Когда мы только начинали делать эскизный проект и сочиняли полуколонны и архузлы в анфиладе, у нас родилась идея обыграть римское зодчество. Все мы знакомы с посланиями на латыни, которые можно встретить на фасадах в Риме. Они нас вдохновили на то, чтобы над проемами в анфиладе на гипсовых «табличках» буквально высечь крылатые латинские выражения. Мы представляли, как сотрудники и гости будут гуглить эти мудрые изречения. Эдакая постирония».
«Мы специально фотографировали пустое пространство, и оно нам таким нравится. Мебели, которую удалось изготовить и включить на финальном этапе, не так много. Так получилось — воля заказчика. Столы в кабинетах напоминают предметы из 1930-х, кресла в кабинете с камином — приземистые, кофейные. Мы понимали, что, если офис будут сдавать, наша мягкая мебель может оказаться ненужной. Скорее всего, появятся не очень красивые офисные кресла и стулья. Конечно, в идеале в таких случаях хорошо бы консультироваться с дизайнерами, чтобы они задавали эстетическое направление в выборе мебели. Единственное, что пожелал приобрести заказчик — это подвесные светильники. Они у нас timeless».
