Лена Зуфарова в первую очередь известна как дизайнер частных интерьеров, от квартир до загородных домов, но есть в ее портфолио и общественные пространства. Одним из эффектных примеров стал ресторан-бар L’Artichoke, который находится в старинном здании на пешеходной улице в центре Барселоны, Испания.
По теме: Лена Зуфарова: московская квартира коллекционеров в доме 1941 года постройки
По словам дизайнера, изначально заказчики обратились к местным архитекторам, но сотрудничество не сложилось. Они попросили Лену помочь с разработкой вывески и барной стойки, но в итоге ей достался в работу весь проект целиком: помимо разработки планировки и интерьера, также необходимо было разработать фирменный шрифт, цвет, лого и вывеску.
Масштаб работ тоже обрисовался не сразу: заказчики планировали лишь освежить интерьер, но неожиданно возникли проблемы с коммуникациями, что привело к демонтажу полов в основном зале, а потом вскрылись проблемы с несущими колоннами. Так что, когда Лена пришла на проект, половина помещения была в старой отделке, оставшейся от бывшей пиццерии, а половина в состоянии «разгрома». Несмотря на неприглядный вид пространства, его главное преимущество было очевидно сразу — старые двойные окна выходили во внутренний сад. А когда сняли отделку, открылись прекрасные круглые модернистские колонны. Из недостатков дизайнер называет низкие потолки во всех помещениях и вытянутую форму, характерную для планировки в домах этого периода в этом районе.
«Заказчики планировали ресторан с современной средиземноморской городской авторской кухней, интерьер, как мне виделось, должен был быть напрямую с этим связан, поэтому мы в том числе консультировались с шефом, какие блюда будут, какая будет выглядеть подача, и так далее, — рассказывает автор проекта. — Его приоритеты были — небольшое количество ингредиентов, свежие локальные продукты, авторское прочтение традиционных блюд. Я решила придерживаться такого же подхода в интерьере. Также необходимо было как-то отразить тему вина: во-первых, это Испания, а во-вторых, важное место отводилось бару, и в ресторане есть упор на натуральные вина».
Пространство в итоге было разделено на три основные зоны: ближе ко входу расположена зона бара, которую хорошо видно с улицы, далее следует небольшая зона, откуда можно наблюдать за кухней и общаться с шефом, а самое просторное помещение занял основной зал ресторана, выходящий во внутренний сад за стеклом. «Таким образом пространство развивается от входа с зеленой пешеходной улицы через элегантную зону бара, проходит через камерно-театральную зону перед кухней и переходит в спокойное основное пространство, открытое в сад. Город соединяется с природой. Сад во внутреннем дворе уже был изначально, но находился не в лучшем состоянии, частично он использовался как склад. По правилам мы не могли открыть туда доступ из ресторана, но я решила сделать его главной визуальной точкой — рассадку постарались организовать так, чтобы сад был виден практически со всех мест. И мы его обновили — старые пальмы привели в порядок, добавили новые растения, пряные травы, злаки, теперь на него очень приятно смотреть изнутри».
Старые потолки, сильно опущенные относительно перекрытия, при ремонте демонтировали, добавив пространству объема и воздуха. Большое внимание уделили тому, чтобы рассчитать рампы и сделать доступ в основной зал и санузлы удобными для маломобильных посетителей. Прежние элементы отделки старались максимально сохранить, но, к сожалению, весь пол в зале был утрачен, поэтому ему на замену выбрали терраццо, которое на контрасте с темным гранитным полом в баре создает ощущение простора и света. В отделке барной стойки использовали узкую плитку сине-зеленого цвета как дань уважения Барселоне: фасады многих старинных зданий здесь отделаны плиткой.
«Идеей было создать современный городской интерьер с отсылками к образу Барселоны, — говорит Лена. — Зачастую интерьеры в городах на море используют морскую тематику, оттенки песка, природные формы. Мне же хотелось затронуть другие мотивы: динамику и яркость этого города, любовь к жизни, не забывая об истории и традиции». Некоторые подсказки дала сама архитектура здания — например, круглые колонны, окна от пола до потолка и скругление угла стеклянной стены напомнили о модернистских павильонах. Палитру же во многом определило само название ресторана «Артишок», а также в целом тема средиземноморской кухни, зелени и овощей. Гамма меняется в разных зонах пространства, создавая разное настроение: к примеру, в барной, вечерней части зеленый цвет более плотный, с яркими винными акцентами, а в основном зале преобладает спокойный прохладный цвет зелени, который перекликается с природой за окном.
«Мы старались по возможности привлекать локальных производителей и мастеров, — говорит дизайнер. — Диваны, столы, барный шкаф — все было сделано на заказ местными мастерами. Выбор остальной мебели соответствовал концепции современного легкого городского пространства с нотками модернизма. Отдельное внимание уделили освещению — пространство предполагало возможность менять расстановку столов, поэтому мы использовали переносные лампы с камерным светом для каждого стола. Также мне попалась винтажная ткань с артишоками — мы использовали ее как декоративные панно на одной из стен. А проход к санузлам оформили металлическими цепочками цвета абрикоса от испанского производителя Kriskadecor. Напоминающие занавесы в загородных домах между домом и улицей, они привнесли юмора и динамики».
В основном зале: столы Fusteria Soldado, диваны Decowood, стулья Habitat и Maison du Monde, комод — винтаж из магазина El Recibidor, настольные лампы Normann Copenhagen, настенные светильники Forrestier. В баре: барный шкаф Fusteria Simó, винтажные стулья, отделка барной стойки — коллекция Sweet Bars испанского бренда WOW, светильники над столиками New Works, над стойкой — Marset. Входная зона: скамья Decowood, столики Sklum, Tam Tam, светильник Marset. Также Лена нашла в винтажных магазинах тиражную графику местных художников — эти работы разместили в основном зале.