Не всегда работа над интерьером требует глобальной переделки — порой важнее не испортить прекрасный исходник. Именно так было и с этим проектом: деликатное вмешательство Елены Учаевой помогло раскрыть потенциал квартиры в старом московском доме, сохранив ее исторические особенности.
По теме: Елена Учаева: квартира 110 кв. метров в историческом доме
«Квартира площадью 170 кв. метров находится на Петровском бульваре на четвертом этаже бывшего доходного дома Депре, известного поставщика вина и шампанского, — рассказывает дизайнер. — Дом является памятником культурного наследия и был построен в начале XX века архитектором Р. И. Клейном. Квартира досталась заказчикам нетронутой евроремонтами и изначально обладала рядом достоинств: исторической планировкой на две стороны света, прекрасными объемами, десятью окнами, сохранной лепниной, высокими потолками и оригинальными дверями».
К сохранившимся оригинальным элементам отнеслись максимально бережно. «Практически все двери остались на своих местах, их тщательно отреставрировали и добавили новую фурнитуру: ручки из молочного фарфора и латунные накладки. К сожалению, пришлось расстаться со старым историческим паркетом, но его рисунок и раскладку полностью восстановили и перенесли в обновленные помещения. Также в квартире были установлены деревянные окна с винтажной фурнитурой, выполненные петербургской компанией».
Заказчики — семья с двумя детьми — хотели сохранить дух старомосковского дома с его лучшими традициями. «В результате деликатных изменений существующей планировки мы получили гостиную с двумя окнами, столовую, кухню, кабинет при входе, три спальни в глубине квартиры, два санузла, один из которых с небольшой примыкающей гардеробной, и ванную комнату с окном. Прихожую оставили просторной и сохранили в ней паркет, что не очень свойственно современным домам. Таким же образом вместо плитки у нас появился паркет и на кухне. Для удобства хранения мы добавили две небольшие гардеробные комнаты к детским и несколько встроенных шкафов».
Аккуратная работа с пространством отвечает главной идее проекта — сохранить исходные данные квартиры, пропорции и гармонию помещений, задуманные архитектором дома много лет назад. «Для этого мы сохранили анфиладную планировку по парадной стороне квартиры, которая очень украшает и дает возможность любоваться несколькими помещениями одновременно, позволяет свету свободно перетекать из одного пространства в другое. В первоначальной планировке была одна «неидеальность»: проем гостиной был смещен относительно проема столовой, но решили оставить это как есть. Кухня и столовая находятся рядом друг с другом и позволяют домочадцам комфортно готовить, но по традиции собираться за большим столом в нарядной столовой, отвлекаясь от созерцания быта на кухне».
Светлый цвет стен и дверей, который был в квартире изначально, Елена разбавила кобальтовыми акцентами. Эта комбинация дала проекту название: «Белая тарелочка — синяя каемочка, или Тихая квартира». «Эту тишину я искала, когда подбирала лаконичную мебель, когда искала мрамор для пола и особенно когда подбирала предметы искусства. Каждый раз я пыталась уловить, есть ли в них необходимый покой и безмолвие. Во Франции я нашла самую «тихую» картину во всем доме: «Мальчик, играющий на дудочке». Также в доме есть несколько работ, посвященных Петербургу, — это дань родному городу заказчиков». Дизайнер рассказывает, что, пока шел проект, она часто ездила за «тишиной» в Марфо-Мариинскую обитель, где «подглядела» идею кобальтового цвета у парадного светильника храма.
Именно поэтому в проекте много синего: «Так появились пронзительно синие бра Venini в гостиной, светильники в гостевой ванной и даже посуда в оттенках синего цвета. Эту тему поддержала бархатная обивка диванов Gervasoni, ковер от Art de Vivre в гостиной, натюрморт Петра Петяева в столовой и даже прикроватные столики Classicon в хозяйской спальне». Другие предметы тоже были выбраны со смыслом. К примеру, столетний буфет в столовой напомнил Елене о буфете в доме ее бабушки — этот предмет поддерживает тему семейных традиций, важную для заказчиков.
«Стол в столовой — главное место сбора всей семьи, и я очень хотела, чтобы он был круглым и вместительным. К нему подобрали три вида винтажных стульев: одно полукресло Thonet с подлокотниками для главы семьи, несколько стульев той же фирмы и парочку Ton в мягкой обивке. Каждый может выбрать стул под настроение». Винтажный в проекте и платяной шкаф в хозяйской спальне, над которым пришлось здорово потрудиться реставраторам, а также светильники. Часть из них, как и мебель, досталась «в наследство» от предыдущих хозяев квартиры, и в обновленный интерьер многие предметы вписались как родные.
«Бра и люстры собирали в разных странах: что-то приехало с рынков Франции, что-то из Италии, многое купили в винтажных магазинах Москвы и Петербурга. Также я использовала свои любимые современные светильники английского бренда BTC Original. Для санузлов, ванной, а также столешниц кухни я подобрала удивительный мрамор Калакатта Виола. Такой мрамор часто использовали в отделке доходных домов и исторических особняков, поэтому он прекрасно вписался в нашу историю. Также тщательно собирали предметы искусства: часть принадлежит современным российским художникам, часть я нашла во Франции при помощи фирмы «Живые вещи», которая помогала с подбором на разных антикварных рынках».
В проекте использовались: диваны и кровати Gervasoni, кресла в гостиной Correct form, прикроватные столики в спальне Classicon, ковер Art de Vivre, техника Smeg, сантехника от Blue Provance, смесители Nikolazzi, выключатели и розетки Modelec, краски Benjamin Moore, обои Arte, плитка в душевых 41Zero42 и Cesi.