Все началось с телефонного звонка. Как-то утром ему позвонили по поводу склада, который он арендовал в Нормандии и о котором благополучно забыл. Так у дизайнера Дидье Гомеза (Didier Gomez) появился повод обновить свою квартиру.
По теме: Грегори Гатсерелия: «не превращайте жилье в музей»
«Если в доме есть искусство, оно должно играть в нем главную роль. Отведите работам центральное место, развешивайте и расставляйте их так, как если бы вы готовили выставку. Декор подчиняется арту — и никогда иначе. Отделки и аксессуары могут поддерживать произведение (перекликаться с ним линиями, красками) или, напротив, никак не зависеть от него — лично я чаще предпочитаю второй путь».
Как рассказывает Гомез: «Я даже не мог вспомнить, что в нем находится». Оказалось, что все двадцать лет там хранились картины, которые он приобрел в молодости — абстракции Виктора Вазарели, Дональда Джадда, Яниса Моралиса. «Они не вписались в квартиру, в которой я жил в то время, там было слишком много окон и мало свободных стен». Когда Гомез наконец забрал работы, то принял решение тотально переделать свои парижские апартаменты, чтобы достойно представить вновь обретенные шедевры. Которые, кстати, с тех пор значительно выросли в цене.
Квартира площадью 190 кв. м располагается в Маре, в здании XVII века. После Второй мировой войны в нем устроили фармацевтическую фабрику, и, когда Дидье Гомез оказался там в первый раз, в помещениях еще стояло оборудование и царила темнота: окна были заклеены, чтобы свет не навредил лекарственным препаратам. Тем не менее Гомеза соблазнили 4-метровые потолки и собственный сад в 300 кв. м. Сегодня хозяин устраивает в саду обеды, коктейли, деловые встречи, рисует и проектирует. «Здесь спокойно как в коконе. Это мой анклав», — говорит дизайнер.
Обновленный интерьер включает вещи собственного дизайна Гомеза, но также пару стульев Жака Адне и классику модернизма от Пьера Полена, Гарри Бертойи и Чарльза Имза. Гомез интегрировал и более древние предметы: панели из бургундской церкви XVII века, стулья эпохи Людовика XVI, резную консоль XVIII века, пару деревянных колонн из английского замка. «В этих вещах сосредоточено то, что я особенно люблю в декоре, — наследие Древней Греции». Важный объект в доме — рояль. В свое время Гомез собирался стать оперным певцом, учился в консерватории в Штутгарте, где ему преподавал знаменитый баритон Дитрих Фишер-Дискау. Но страх сцены заставил сменить род занятий. Тем не менее сегодня Гомез играет на фортепьяно почти каждый день. «Игра успокаивает меня. И мне нравится, что я могу совершенствовать мастерство в любом возрасте. Не так много сфер деятельности, где это доступно».
Дидье Гомез начинал с того, что открыл в 1978 году в Париже мебельный бутик. Среди первых клиентов была Изабель Аджани, купившая сразу 9 диванов. Он создавал интерьеры для Пьера Берже, Харрисона Форда, актера Даниэля Отёй, делал бутики, шоу-румы и офисы для Yves Saint Laurent, Louis Vuitton, Kenzo, Christian Dior, Bernard Arnoult Group. Творческий диапазон — от флакона для духов Giorgio Armani до интерьеров отеля Renaissance Paris République, от мебели для Ligne Roset до дворца короля Мохамеда VI в Марокко. В проекте штаб-квартира L’Oréal, отели в Анголе и Малайзии, ресторан обладателя трех звезд Мишлен Янника Аллено.
«Есть две причины покупать современное искусство, — считает Дидье Гомез. — Первая: вам понравились работы и вы вошли с ними в резонанс. Вторая: вы относитесь к арту как к инвестиции. Начинающему коллекционеру я бы посоветовал больше смотреть, ходить по музеям и галереям. Есть очевидные адреса: MoMА в Нью-Йорке, Tate Modern в Лондоне, Центр Помпиду в Париже. Но есть и менее известные: музей Hamburger Bahnhof в Берлине, Inhotim в бразильском Брумадиньо, Dia Art Foundation в американском Биконе, Музей современного искусства XXI века в Канадзаве, Япония».
Своей любимой и наиболее ценной Гомез называет работу американца Сая Твомбли (1928–2011): его живопись имитирует рисунки мелом на грифельной доске. Специально для картины, в знак уважения к ней, дизайнер добавил в окружение серые тона. Твомбли занимает седьмую строчку в рейтинге самых дорогих художников мира, два года назад одна из его работ ушла на Sotheby’s за 70,5 млн долларов.
Любит Гомез и Дональда Джадда (1924–1994). Этот автор известен как скульптор-минималист, его живописные работы — редкость. В свое время Дональд Джадд критиковал Сая Твомбли за «европейскую утонченность». Джадд обосновался в Техасе, где в безлюдной пустыне, на месте бывшего военного лагеря создал фонд Чинати. Лично спроектировал стеклянные павильоны и выставлял в них свои произведения и работы друзей. Джадд любил и знал русское искусство. Над его домом развевался красный флаг, а резиденции носили имена «Ирина» и «Марфа».