В декабре 2024 года на месте 15 Kitchen+Bar в Пожарском переулке открылся ресторан японской кухни Kiyomi. Московские фуди уже успели оценить и разнообразное меню, за которое отвечают бренд-шеф Артемий Лопатин и шеф-кондитер Лена Набиуллина, и запоминающийся интерьер. Над пространством работали дизайнеры Татьяна Харченко и Сердар Яников, студия Design Aid, стремившиеся показать культуру Японии через оптику европейских стран.
По теме: Бюро MAKET: японский ресторан Izakaya Yosai в Омске
Ресторан площадью 223 кв. метра расположен на первом этаже шестиэтажного особняка, построенного в 2005 году. Заказчиками выступили рестораторы Богдан Панченко и Иван Кукарских (Lucky Group). Задачей было создать несколько разных полноценных зон для посадки гостей: бар, омакасе-стойку (омакасе — японская традиция, при которой гость ресторана полностью доверяет выбор блюд шеф-повару), приватные зоны и основной зал.
После перепланировки появилось все необходимое: входная зона, гостевой зал, бар и хранение, две кухни, одна из которых расположена у омакасе-бара, сам омакасе-бар, два обеденных зала, в том числе приватный, коридор, гардероб и санузлы — для гостей и для персонала. Главную сложность в работе составляла сама форма помещения — оно вытянутое и в центральной части лишено естественного освещения. Недостаток дизайнеры обернули в достоинство — создали камерную, интимную атмосферу, которая стала одной из характерных черт этого пространства. Чтобы гостям было комфортно, где бы ни располагался их столик, использовали гибкие сценарии освещения.
«Основная задача, которую мы ставили сами себе, — показать Японию в мультикультурном контексте, через европейское восприятие, — рассказывают Татьяна и Сердар. — Никакого лобового прочтения: мазанки, ваби-сами, имитации. Япония в дизайне интерьеров — это не всегда домик рыбака с Окинавы или декорации дворцовых покоев в Эдо. В нашем проекте это синтез культур, японской и французской, где красота исходных материалов усложнена западной практикой глубокого декорирования пространств».
Отчасти источником вдохновения стала природа, к красоте которой в Японии особенно трепетное отношение. Сама цветовая гамма ресторана, например, отсылает к краскам осени — отсюда и теплые оттенки дерева, и золотистые тона, и багрянец, который одновременно напоминает о покрасневших листьях кленов и алом японском лаке уруси. Материалы тоже старались использовать натуральные — так, стены «одеты» в фактурный сизаль от французского бренда CMO Paris. А в черном баре используется китайский гранит God Flowers с естественным «флоральным» рисунком — эта отделка оказалась уникальной, в буквальном смысле последней в своем роде, поскольку единственный карьер, который добывал эту породу, исчерпал себя и закрылся.
«Цветы — бесконечный источник вдохновения, а в Японии — целый язык символов и знаков. Цветы в Kiyomi раскрываются буквально со входа — в маркетри на стойке хостес, в баре, на панно над диваном, они появляются в обивке дальнего пространства, — комментируют авторы проекта. — Множество разных текстур, фактур и деталей в интерьере создают уникальный паттерн: панно Haiku, расписанное вручную по золоту, от бренда Fromental, шторы Sahco на окнах — бесконечное путешествие по лесным тропинкам, медные листья тканей Dedar на стульях Cassina дизайна Казухиде Такахамы перекликаются с матовой фактурой травертина «Россо Персиано».
Японское настроение создавали, используя предметы ведущих европейских брендов, в числе которых Cassina, Living Divani, Vibia, Flos, Moooi и многие другие. Так, центральным элементом приватного обеденного зала стал большой круглый стол NVL, разработанный Жаном Нувелем для MDF Italia. Его окружают уютные кресла Tamburound — узнаваемая работа дуэта Barber Osgerby для Cassina. Еще один важный компонент пространства — искусство. В основном зале можно увидеть живопись Никиты Паречина, в черном баре — работы художницы Натальи Таранцевой, а в дальней части ресторана, у небольшого алькова с круглым окном, две работы Лизы Бобковой.