
Совместить приятный досуг и экскурс в историю предлагает чайная «Крестецкая строчка» в Санкт-Петербурге — пространство, расположенное в соседнем помещении с одноименным шоурумом. Его интерьер также оформили Антон Архипов и Светлана Савинова, бюро 5:00 am.
По теме: Шоурум в неорусском стиле в Петербурге: проект бюро 5:00 am
Заказчики проекта — Александра и Антон Георгиевы, которые возрождают старинное ремесло крестецкой строчки. «При знакомстве с продуктом бренда у нас возникло большое уважение к этому труду, — рассказывают дизайнеры. — Идея «Чайной» состоит в возрождении культуры сервировки, семейных чаепитий, в отсылках к культурным кодам, понятных любому русскому человеку». Важно было учесть контекст самого бренда «Крестецкая строчка» и при этом создать авторское высказывание, которое будет представлять самостоятельную ценность.
Чайная площадью 52 кв. метра расположена в самом центре города — в Торговом доме «Пассаж» на Невском проспекте, который был построен в середине XIX века и реконструирован в 1900 году. «Объект, являющийся памятником культурного наследия, предоставил нам уникальный контекст для работы, — говорят авторы проекта. — Эпоха, когда формировалась архитектура «Пассажа», — это и эпоха развития эклектики, неорусского стиля, и эпоха массового распространения чайной культуры в России. Это были ключевые точки для размышления над концепцией интерьера».

Работы предстояло много — исходное помещение было оформлено в духе евроремонта, что совсем не соответствовало исторической архитектуре. «С первого взгляда было ясно, что в данном проекте необходимо много работать с контекстом и создавать высказывание, работающее на стыке эпох», — делятся Антон и Светлана. В результате перепланировки старые перегородки демонтировали и сформировали новую зону кухни, а также организовали проход в соседнее помещение шоурума, чтобы после чаепития с нарядной сервировкой посетители могли сразу приобрести такой же текстиль.




«Отправной точкой для размышления над интерьером «Чайной» послужил культурный ландшафт XIX века, когда в России произошло массовое распространение чая, открылась первая чайная в Петербурге и открылся «Пассаж», — рассказывают дизайнеры. — В XIX веке с развитием городов возникает понятие летней дачи, доступной достаточно широкому кругу горожан. Привычка пить чай на дачной веранде становится общим местом и важным культурным кодом. Дачное чаепитие на веранде — один из ярких атрибутов русской культуры того времени. Мы использовали этот собирательный образ как отправную точку для работы над дизайном интерьера. Важным визуальным образом послужили витражи дачной веранды».

Дизайнеры решили не воссоздавать обстановку летней дачи в буквальном смысле, а сосредоточились на работе со знаковой системой образов, вызывающих большое количество ассоциаций. Важно было создать особую атмосферу, «спроектировать впечатления», который получат гости: «Таким образом подход к интерьеру, как к декорации, который мы использовали для работы над шоурумом «Крестецкая строчка» и Alexandra Georgieva, получил свое развитие в проекте «Чайной». Именно на создание нужной атмосферы работают узорчатые витражи с интегрированными лайтбоксами — довольно сложное технологическое решение, которое позволяет создать два сценария освещения: легкий и светлый дневной и более камерный вечерний».


«Нейтральная светлая оболочка сохраняет пространственную легкость и подчеркивает исторические своды, — комментируют дизайнеры. — В этой оболочке мы размещаем контрастные насыщенные элементы, которые развивают тему декоративности, свойственную неорусскому стилю, и ощущение домашнего уюта. Это столы и шкаф из дубового шпона, темные стулья, медные ниши в барной стойке, узор на полу. Мы гордимся мебелью, разработанной по нашим авторским чертежам: декоративная французская посадка, витраж, барная стойка и сервант для посуды».

«Важной находкой стал винтажный круглый стол для чаепитий, дополненный стульями Ghost из пластика по дизайну Филиппа Старка для Kartell. Эти стулья объединяют классику и современность, связывая интерьер с сегодняшним днем. Мы использовали метлахскую плитку TopCer, перекликающуюся с отреставрированной оригинальной плиткой рубежа XIX-XX веков в соседнем шоуруме. Для стыковки материалов в проходе применили нейтральную вставку из микроцемента, которая визуально разделяет исторический пол шоурума и новый пол кафе». В проекте также использовались стулья La Redoute и La Forma, столы Premier Group и светильники Maytoni.
