
В Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно» открылось образовательное пространство по проекту архитектора и сооснователя бюро UTRO Ольги Рокаль. Перед автором стояла задача создать в небольшом помещении трансформируемую мастерскую с зоной для воркшопов и предусмотреть эстетичное хранение материалов и инструментов для ремесленной работы. Также необходимо было место для сменной экспозиции музея — от старинного фарфора до современных образцов деревянной резьбы.
По теме: «Ателье» в ГЭС2: игровая площадка и мастерская по проекту бюро UTRO
«Этот проект для нас представляет особую ценность. Поскольку это коллаборация с такой значимой культурной институцией, мы постарались сделать пространство уникальным и наполнить его культурными и образовательными смыслами», — говорит Ольга Рокаль.


.jpg.webp)
Главной особенностью пространства стала его адаптивность. Вся мебель в мастерской создана специально для обучения и творчества. Она одновременно соответствует эстетике архитектуры оригинальных баженовских пространств, функциональна и побуждает к креативу. Столы из светлой фанеры с яркой металлической фурнитурой могут соединяться в один круглый стол или выстраиваться в ряд в форме волны для комфортной работы всех участников воркшопа. В основе лежит образ рыцарского стола, символизирующего таинство и совместное действие.

.jpg.webp)

Вся система хранения спроектирована по принципу шкафа столяра — инструменты и материалы аккуратно расставлены и в дверцах, и в ящиках внутри корпуса. Скульптурные шкафы, расставленные вдоль стен мастерской, являются главной визуальной доминантой — их хочется разглядывать. Они также изготовлены из фанеры с перфорированными дверцами, которая контрасирует с неоготическими сводами помещения.
«Вдохновением для шкафов послужили резные секретеры XIX века Wootton и столики для рукоделия того же периода. По задумке внутреннее наполнение шкафов должно поражать наблюдателя. Открывая дверцу, человек попадает в мир ремесел, и ему сразу же хочется что-то смастерить. В одном месте можно найти все для работы с керамикой, в другом — с металлом и ювелирными изделиями, а в самом большом шкафу хранятся ткацкие станки».
.jpg.webp)
.jpg.webp)

Поскольку вся поверхности стен перфорированные, пространство также легко адаптируется и к любой экспозиции музея. Ее можно развешивать на все поверхности, включая створки шкафов. Дополнительно в разных местах помещения авторы спрятали на дверцах и панелях маленькие декоративные «секретики», рассказывающие детали о выставках Хлебного дома.
.jpg.webp)
.jpg.webp)

.jpg.webp)
.jpg.webp)
