Дом дизайнера Оксаны Ячановой по проекту Петра Сафиуллина
31 марта 2025 г.
Алексей Дорожкин, руководитель Фонда дизайн-инициатив I+D, INTERIOR+DESIGN, — о том, как на его глазах преображался дом Оксаны Ячановой под Казанью
Как часто в журналах встречаются красивые дома, но часто ли вы видите дом, который расцветает на ваших глазах, постепенно перенимая характер своих хозяев?! В этом доме недалеко от Казани я впервые оказался, когда владельцы — дизайнер интерьеров Оксана Ячанова и ее муж — только переехали. Не везде была расставлена мебель, винтажные находки еще лежали аккуратно упакованные в крафт, но, несмотря на спонтанный визит по дороге в Москву, ужин в «походных условиях» стоил того, чтобы опоздать в аэропорт.
По теме: Аделина Шарапова: банный комплекс в реликтовом бору под Казанью
«Мы гостеприимные люди, любим готовить, слушать музыку, постоянно открывать для себя новые сферы: спорт, искусство, — говорит Оксана. — В общем, гурманы, меломаны и начинающие коллекционеры. И наш дом должен за нами успевать».


Оксана Ячанова
Дизайнер
Не только интерьер, но и сам облик дома обретал свои черты постепенно, словно уступая энергии хозяев. Проект был разработан архитектором Петром Сафиуллиным — в основном объеме здания четко акцентировано общее пространство двусветной гостиной, в асимметрично примыкающем крыле расположена спа-зона. Дом относительно небольшой — 350 кв. метров, но все внутри кажется гораздо просторнее. И не только за счет панорамного остекления, но и из-за масштаба основного помещения гостиной, занимающей всю центральную часть дома.



Первоначально кухня должна была находиться в отдельном помещении рядом с гостиной — в этой части дома фасадные окна были уменьшены. Но затем решили полностью раскрыть пространство, увеличив окна и разместив здесь столовую. При создании проекта и архитектор, и хозяева старались, чтобы дом и окружающая природа находились в максимальном взаимодействии.



Большие окна стирают границы между комнатами и верандами, темные фасады и вертикальные элементы фасадов подчиняют здание природе. Оксана отмечает необычный эффект по вечерам, когда ландшафтное освещение подменяет внутренний свет в доме, создавая особую чарующую атмосферу.


Дом расположен в лесу, поэтому сам ландшафт максимально естественный, лишь веранды и дорожки задают маршруты движения. «Когда шло строительство, дочь училась в девятом классе, — говорит Оксана. — Ученикам нужно было создать проект на свободную тему, и она выбрала тему взаимодействия дома и природы. Некоторые идеи мы потом реализовали при планировке уличных пространств».


Архитектурный проект дома получился настолько органичным, что в процессе создания интерьера его легко адаптировали под меняющиеся сценарии. Например, гостиную решили развернуть к окнам и отказаться от заложенного в планировку пристенного камина. Вместо него выбрали подвесной очаг, который визуально объединил внутреннее пространство и летнюю гостиную на террасе.



В интерьере появилось много элементов, ведущих диалог с природой. Ритм стволов деревьев нашел отражение в нерегулярном ритме объемных стеновых панелей, оттенок дубовой доски пола близок к цвету стволов сосен, прожилки мрамора напоминают хозяйке о березовой роще. Цветовая гамма спален построена на оттенках мха и листьев, для общих помещений первого этажа, где не хватает естественного света, выбрали серебристо-пепельный цвет — он усиливает отражение прямых лучей солнца.


«Еще одной находкой для гостиной стал светильник, который я купила на блошином рынке в Париже прямо перед пандемией, — рассказывает хозяйка. — По легенде продавца, сорок полутораметровых колб были изготовлены бельгийской стеклодувной компанией по заказу Музея современного искусства Антверпена MuHKA в 1991 году, где находились до недавнего времени. Светильник стал одним из главных элементов интерьера, в паре с камином — лед и пламень. Он создает разные визуальные эффекты в любое время суток, отбрасывая живописные блики и тени на стены днем, а в вечернее время излучает потрясающий мягкий свет, который отражается на стволах деревьев».

«Дом — не витрина наших интересов, он живой, со своими плюсами и несовершенствами. Мы не покупали статусную мебель, потому что так принято. Только дизайнерские и винтажные объекты, которые вызывали эмоциональный отклик, — говорит Оксана. — Также постепенно в дом приходило искусство: из казанской галереи «Окно» и галереи Веры Беловой, от друзей-художников Канафии и Рамина Нафиковых, Елены Хайруллиной-Волковой, Никиты Бринева. А недавно в коллекцию пришли две работы Петра Швецова из его серий «Болота» и «Бестии» из галереи Марины Гисич. Иногда в интерьере мне не хватает выверенности, но важнее искренность и эмоции».

