Архитектор Рикардо Бофилл (1939–2022) приобрел сложную репутацию. Одни считали его последним постмодернистом и гениальным градостроителем, другие упрекали в плохом вкусе и излишней дружбе с мэрами.
По теме: Где живет Либескинд?
Среди его проектов: генпланы, кварталы, аэропорты, отели-небоскребы — объекты в 50 странах мира. Один из фрнцузских президентов — Валери Жискар д’Эстен — называл его «величайшим зодчим мира», другой, Жак Ширак, обвинял в гигантомании. Гигантизм Бофилла замешан на диковинной эклектике и марксистских взглядах. В студенческие годы он даже побывал в тюрьме, что, однако, не помешало продолжить архитектурное образование в Женеве.
Бофилл открыл свою собственную архитектурную фирму очень рано, в неполных 24 года. Большую популярность он приобрел во Франции в 1980-е. Вдохновляясь классикой Андреа Палладио, из бетона, стекла и стали Бофилл принялся проектировать социальное жилье в пригородах Парижа — «Версали для бедных». Комплекс Abraxas в Нуази-Ле-Гран (который называют неосталинистским) вышел столь экстравагантным, что режиссер Терри Гиллиам выбрал его в качестве площадки для культового фильма-утопии Brazil (1985), картины о тоталитарном обществе.
«Фабрика — магическое место со странной атмосферой. Мне нравится, что существование в ней упорядочено, ритуализировано — в полном контрасте с моей турбулентной жизнью номада. Здесь мне работается лучше, чем где бы то ни было. Это единственное место, где я могу сконцентрироваться».
В родной Барселоне привязанность Бофилла к крупному масштабу повлекла фантастическое архитектурное перевоплощение. В 1973 году 34-летний архитектор взялся за реконструкцию руин цементного завода на западной окраине города. Через два года индустриальные развалины были преобразованы в комплекс la Fabrica, вместивший в себя офисы, архитектурную мастерскую и собственное жилье Бофилла.
«Главной проблемой было решить, что снести, а что оставить». Завод прирастал в течение десятилетий и на момент появления Бофилла включал 30 бункеров для хранения цемента, подземные туннели, машинные отделения, дымоходы, административные здания. 3100 кв. м, включая сады. Архитектор методично разрушил почти 70 процентов построек, выбирая отдельные фрагменты, которые хотел бы сохранить. Жилые и рабочие помещения расположились в одном здании, но когда для студии потребовалось больше места, он перенес частную жизнь в другой объем. Общая площадь составила 500 кв. метров.
«Самым большим челленджем было создать атмосферу на грани руины и монастыря», — говорил архитектор. Центральный объем получил название «Собор». «Меня восхищает его богатое пространство, которое, как правило, используется для крупных деловых встреч и семейных торжеств. Оно монументальное и домашнее одновременно и доказывает, что эти две противоположности могут прекрасно сосуществовать друг с другом».
Важной фазой реконструкции было обустройство непростого ландшафта вокруг фабрики — Бофилл лично занимался интеграцией зеленых насаждений. Кипарисы и пальмы, плющи и лианы были призваны сформировать своеобразную органическую раму, смягчить индустриальный характер зданий. «Я хотел передать ощущение, будто природа овладела фабрикой, стараясь перевоспитать ее».