Планируя устройство дома, нужно разграничить разные по назначению зоны. Это называется «функциональным зонированием комнаты» — термин знаком не только профессионалам. Поговорим о приемах: чем делить?
1. Стационарные перегородки
Франсуа Шампсор. Складные двери с заполнением из прозрачного стекла бренда Pouenat — условная граница между помещениями. Черный стальной профиль — выразительный графичный акцент. На столе сервировочные тарелки, диз. Индиа Мадави.
Квартира студии Dreamdesign. Холл и гостиную разделяет медная ширма, многочисленные плоскости которой красиво преломляют свет. Она выполнена по эскизам автора проекта. На полу паркет из массива дуба уложен французской елкой.
Фернанда Маркес. Проект в Белгравии. Гостиная отделена от столовой стеклянной стеной. Столик З. Хадид (David Gill Gallery) и Bone Chaise Й. Лаармана (Carpenters Workshop Gallery) — эти легкие прозрачные вещи не перегружают интерьер.
Гостевая спальня и ванная разделены прозрачной перегородкой.
YoDezeen в Киеве. Спальня размещена в едином объеме с ванной. Их разделяет перегородка, отделанная мрамором сорта cipollino. Отдельно стоящая ванна Falper, диз. М. Шмидт. Медные элементы De Castelli.
Проект Александры Федоровой. Ванная отделена от спальни прозрачным cмартстеклом, так что, лежа в воде, можно созерцать огонь в камине. Единое напольное покрытие усиливает ощущение цельности пространства.
Макс Касымов. Квартира в Москве. 34 кв. м. Раздвижная дверь отделяет зону спальни от кухни и столовой. Корпусная мебель и стеновые панели из МДФ изготовлены по эскизам Макса Касымова на его производстве. Стол Elvis, Cattelan Italia.
ТS-Design: условная перегородка отделяет прихожую и создает интригу, прикрывая комнату. Зеркальные поверхности усложняют и расширяют пространство. Пуфы в шкуре антилопы, Elkort, могут переместиться к столу или в зону гостиной.
Они основательны, незыблемы. В этом их плюс, но и минус тоже: что-то изменить, избавиться от них сложно. Разделительные перегородки не обязательно должны достигать потолка, простираться от стены до стены или располагаться по прямой линии. Некоторые полагают, что разделение на зоны актуально только в больших помещениях: помогает организовать пространство, чтобы оно не воспринималось как выставочный зал мебельного магазина. Уверяем, в маленьких квартирах зонирование еще более важно. Его задача — рационально использовать площадь, разумно расположить мебель, создать оптимальные маршруты, а главное, сделать так, чтобы несколько человек могли находиться в комнате, заниматься разными делами, при этом чувствовать себя комфортно и не мешать друг другу. Зонирование комнаты в компактной квартире нужно осуществлять особенно деликатно, высокие перегородки здесь не подходят, нужны более тонкие приемы.
Гостиную хозяйка дома Стефани Кута объединила с прихожей. На стене работа Ф. Юбера (галерея Art Medioni) и портрет М. Ганди, автор Joseph (Galerie des Lices).
Дэвид Чипперфильд спроектировал две частные виллы на озере Гарда в Италии, вошедшие в резорт Villa Eden – Gardone. Спальня. За тонкой перегородкой — умывальник и душевая кабина.
Дэвид Чипперфильд. В протяженном интерьере одну зону от другой отделяют перегородки.
Елена Морозова и Наталья Сохнюк. Площадь спальни — 40 кв. м. Покрытые лаком перфорированные перегородки разделяют ее на две половины. У окна — кровать Presotto, в зоне отдыха — кресло, диз. Ж.-М. Массо, Cassina. Ковер от The Rug Company демонстрирует знаменитую «полоску» П. Смита.
Одну из ванных комнат Жерар Февр сделал за перегородкой и оклеил моющимися обоями Kefia от Wall & Decò с рисунком «гусиная лапка» — такими же, как в прилегающей спальне. Линейка стенных шкафов объединяет два пространства.
Oleg Klodt: Architecture & Design. Гостиную от столовой отделяет перегородка, в которую вмонтированы телевизор, аудиосистема и биокамин. Справа — сложная конструкция из панелей с включенной дверью в спальню. Отделка: клена «птичий глаз».
Проект TS-Design. Двухсторонняя конструкция скрывает внутри себя несущую металлическую колонну, является доминантой гостиной и зонирующим элементом. Нишу с телевизором обрамляет полоса латуни.
Нейтральная роскошь от Келли Хоппен. Декоратор и в современных интерьерах применяет симметричную композицию, свойственную классике.
Павел Воловов. В опен спейсе перегородками Albed выделен стеклянный куб, в котором устроен кабинет, он же гостевая комната. Кресла — винтаж в ткани Créations Métaphores. Диван Alfred, диз. Р. Лаццерони, Flexform Mood.
Кабинет. Кресло Poltrona Frau, диван Bonaldo, стеллаж Modulnova. Лампа Flos. Шкаф: авторский дизайн.
Загородный дом от Inbamboo Design: спальня зонирована с помощью легкой деревянной перегордки (производство: компания Derevshik). Столик Meridiani. Диван Poliform. Библиотека Porada.
2. Раздвижные перегородки
То между комнатами есть стена, то ее нет — довольны и любители открытых пространств, и их оппоненты. Надо понимать, что «подвижные» стены не заменяют настоящих стен, звукоизоляция не та, поэтому отделять домашний кинотеатр ими неразумно. А вот кухню от гостиной — в самый раз. Раздвижные перегородки изготавливают только на заказ, точно под размеры комнаты. Чаще всего в них используется бесцветное матовое стекло. Оно выглядит легким и подходит к любому интерьеру... В перегородке от одной до пяти «створок», которые либо подвешиваются к верхним направляющим рельсам, либо опираются на нижние (у каждой системы свои плюсы и минусы). Похожи на перегородки раздвижные двери, но у них фиксированные размеры, не более двух полотен и только один рельс. Можно сделать так, что двери или перегородки будут «уезжать» в глубь стены. Для этого сооружают фальшстену.
Ирина Марченкова и Мария Земляных: гостиная. Диван, ТВ-тумба, перегородка, стол — всё по эскизам авторов проекта. На стене бра, диз. К. Уэстлер для Visual Comfort. Остальной свет Arteriors.
Татьяна Смирнова: «итальянская» квартира в Москве. Отделяющая кухню перегородка выполнена российскими мастерами. Декоративные потолочные балки не только не уменьшают высоту помещения, но даже визуально увеличивают ее.
Дом по проекту Александры Федоровой. Прозрачная дверь между спальней и ванной создает перетекающее пространство. На консоли индивидуального изготовления скульптура Т. Левко и живопись А. Каплина.
Патрисия Моги Флор. Гостиная и столовая разделены раздвижными дверями. Диваны Reversi от Molteni&C. Столики Bell из стекла, диз. Себастьян Херкнер, ClassiCon, столики Bishop, диз. Индиа Мадави. Шезлонг, диз. Ле Корбюзье, Cassina.
3. Перепад уровня пола
Элен Нгуен-Бан. Пространство с перепадом уровней трактовано очень эффектно. Хотя именно здесь квартира меньше всего напоминает жилье. На стене черная работа П. Сулажа.
Очень практичный прием зонирования комнаты. Потому что в возникающем возвышении (подиуме) можно спрятать то, чего не нужно видеть (от коммуникаций до горнолыжного снаряжения). Чем выше подиум, тем более крупные вещи помещаются внутри. Высоте есть предел, особенно при низких потолках. Но и небольшой подиум ценен: в нем делают выдвижные ящики. Еще подиум исправляет пропорции комнаты: вытянутую визуально укоротит, если устроить его в торце. В квадратной его можно устроить по диагонали.
H2A: пентхаус на Фрунзенской набережной. Подиум создает дополнительные места для хранения, скрывает систему вентиляции и кондиционирования. Сначала планировали сделать ограждения, но заказчик отказался в угоду красоте.
Южноафриканское бюро SAOTA построило виллу OVD 919. Вокруг обеденного стола расставлены стулья Cab, дизайн Марио Беллини для Cassina. На переднем плане комплект Уоррена Платнера для Knoll.
4. Перепад уровня потолка
Некоторые справедливо считают, что при зонировании комнаты потолок лучше вообще не трогать. И все же. Если высота потолка над нами меняется, возникает ощущение, что мы переходим из одного пространства в другое. К тому же разные функции требуют разной высоты: там, где происходит активное общение, потолки могут быть повыше, там, где спят и отдыхают, — пониже. Однако если архитектор навязывает вам волнообразные уступы неописуемой конфигурации, мотивируя это «образом космической станции», будьте бдительны. Эти навороты увеличивают сроки работ и денежные вложения, а красота их сомнительна.
Эйми Ло. Огромное открытое пространство, поделенное на несколько функциональных зон, объединено масштабным настенным рельефом. Его выполнил из гипса М. Хилл. Шторы создал приглашенный специалист по текстилю Э. Брюс из ткани Knoll Luxe.
Вячеслав Хомутов: квартира в Лондоне для русского заказчика. Кресло Hug Giorgetti. Ковер The Rug Company дизайна Сэма Тернера. Диван, Omnia, диз. Антонио Читтерио, B&B Italia. Торшер Pipe Light-L, диз. М. Кастанья, Henge.
Проект Алексея Николашина. Опен спейс гостиной-кухни-столовой. Стол и стулья, белый диван, люстра — всё Fendi Casa. Кушетка Maxalto. Два кресла Versace Home. Столики Meridiani, Fendi Casa. Телевизор помещен на панно из мрамора cipollino ondulato.
Проект Алексея Николашина. Опен спейс гостиной-кухни-столовой.
Ирина Деркач. Пятиметровая высота позволила создать консольный этаж и к 100 кв. м добавить еще 40. Библиотека Molteni&C объединяет два уровня. Гелевый камин Ruby Fires и телевизор Samsung заключены в портал из мрамора.
5. Разные покрытия на стенах
Особенно эффектно, когда покрытия имеют разные фактуры. Например, во всей комнате обои бумажные, а в уютном уголке — бамбуковые. Правда, как сказала архитектор Наталья Астахова, «если просто «встречаются» две фактуры – это не зонирование, это мешанина, нужна и мебель подходящая, и освещение, и пр.». Часто выделяют зону столовой: то каменная кладка на стене, то крупный постер или фотообои. Искусственный камень практичнее натурального, но иногда уж очень ненатурально выглядит. А фотообои лучше не размещать напротив окна: могут бликовать. Разница покрытий создает и оптические эффекты: можно исправить пропорции комнаты.
Проект Майка Шилова. На флоковых обоях Rubelli эффектно выглядит фото А. Джульена. Обеденная группа и кухня выполнены по дизайну Р. Дордони — для Minotti и Ernestomeda соответственно. Люстра в серебряной потали Catellani & Smith.
Катерина Лашманова. Интерьер полон интересных рифм: геометрия консоли Vanguard согласована с линиями настенного панно, формы «золотых» столиков перекликаются с рисунком паркета. Диваны The Sofa & Chair. Люстра Lindsey Adelman.
Зонирование пространства создано за счет портала из фанеры. Он отделяет дневную зону со столиком для завтрака от ночной. Настенный светильник, диз. Серж Муй, Serge Moulle. Оконные проемы акцентированы черным.
6. Разные покрытия пола
Самый простой пример: в зоне отдыха с креслами и диванами на пол кладут мягкий ковер. Уютно и удобно: его легко убрать или поменять на новый. А вот «ковер» из художественного паркета или вставка из каменной мозаики, которыми иногда акцентируют место стола, уложены намертво и навечно привязывают вас к данной расстановке мебели. Если любите перемены, подумайте... Любая перебивка пола визуально сокращает пространство. Единое покрытие его увеличивает. С другой стороны, действуют практические резоны: разумно ведь в зоне кухни положить плитку. Компромисс: использовать разные материалы, но близкие по цвету Особая проблема — стыковка материалов.
Дровяной камин изготовлен на заказ итальянской компанией Grilli Caminetti, обшит березовой фанерой. Зона кухни выделена паркетной доской из американского ореха Coswick. Над столом: настенный светильник 265, диз. Паоло Риццато, Flos.
Эльжбета Чегарова (Cтудия интерьеров «Чегарова-дизайн»). Кухня выделена плиточным полом. Диваны и столики Flexform. Желтое кресло Poliform. Ковер cc-tapis. Свет Moooi.
Cтудия интерьеров «Чегарова-дизайн». Кухня Aster Cucine. Стулья Poliform. Техника Liebherr, Miele. Люстра Home Concept.
Проект Натальи Масловой: гостиная. Пол: паркет Ebony and Co (американский орех). Ковер Kovër Büro.
7. Тканевый занавес
Этот прием зонирования комнаты используется нечасто. Почему-то считается, что занавесы и драпировки, тем более если они не на окне, — дамские детали, создающие будуарную атмосферу. Используйте полупрозрачную однотонную светлую ткань, натуральное волокно грубоватой фактуры, а не тафту, — тогда точно не получится будуар. Полупрозрачная ткань примечательна тем, что изолирует, но сохраняет целостность пространства. Не нужно делать занавес стационарным, прибивать намертво. Повесьте ткань на карниз, как штору, расположив его на потолке там, где нужно. Занавес успешно отделяет и спальное место в студии, и рабочий уголок, и гардеробную в спальне. Пожалуй, в последнем случае шелковая тафта будет вполне уместна.
Проект Ники Воротынцевой. Рельефный орнамент на стенах и потолке — ироничная трактовка классических молдингов. Драпировки закрывают телевизор и создают уют. Тумба Creazioni отсылает к «чистой» классике.
Петр Лукьянов и Кирилл Устинов (ANCconcept): проект в Лондоне. Чтобы дневной свет проникал в гостевую спальню, перегородка, отделяющая ванну, сделана из прозрачного стекла, а для удобства пользования дополнена плотной шторой.
8. Мебель
Трудно преодолеть стереотипы и вытащить ее на середину комнаты. Но ведь шкаф или стеллаж, по сути, те же перегородки, только более функциональные — могут что-нибудь хранить. Если стеллаж предполагается поставить параллельно окну, разумнее выбирать сквозную модель, чтобы пропускала свет. Не рекомендуют размещать его прямо напротив входа в комнату: когда взгляд в него упирается, теряется целостность пространства. Для зонирования можно использовать и низкие предметы (пример: тумба с посудой отделяет зону столовой), и даже диваны. А вот особо интересное решение: разделить комнату шкафом-купе, который открывается в обе стороны.
Make Interiors. Гостиная. Комод выполнен на заказ. Лепнину на потолок и стены добавили дизайнеры, но гости уверены, что она была здесь всегда. «При такой площади и высоте потолка, как в гостиной, дизайнер должен особенно тщательно поработать с масштабом».
Make Interiors. Диван Rolf Benz. Ковер Arte Espina. Столики Eichholtz. Серый цвет дверного полотна продолжен до самого карниза, что визуально вытягивает его в высоту. Черные шторы — эффектный ход.
Проект Юлии Атаманенко. Кровать Rugiano с кожаным изголовьем. На стенах шпонированные обои Look’Likes от Decospan и декоративная покраска Baldini. Портьеры Dedar, тюль JAB.
Проект Юлии Атаманенко. В спальне за изголовьем кровати обустроен мини-кабинет. Стол Costantini Pietro. Креслo i4 Mariani. Свет: Flos, Terzani. Стеллаж по эскизам студии «Атаманенко и Интерьеры», реализация: Oldwood.
Студия Art-Ugol: семейная квартира в Новосибирске. Диван отделяет зону гостиной от кухни-столовой. Светильники-шары Tom Dixon — яркий акцент.
Проект Лики Артэн. Гостиная. Комод Century Furniture. Лампы Crate and Barrel. Корпусная мебель индивидуального изготовления подчеркивает вертикали и оптически высоту потолков. За одним из фасадов — потайной вход в спальню.
Галина Микулик. Телевизор на поворотной штанге — один из элементов зонирования в опен спейсе. Шкафы и порталы в дубовом шпоне изготовлены на заказ.
Студия In-Deco: кухня-гостиная. Диван и барная консоль отделяют зону кухни. По эскизам дизайнеров изготовлены тумба под технику и светильники.
Студия In-Deco: кухня-гостиная. Ковер привезен из Италии, в нем использованы распущенные нити сари, что создает редкий колорит.
Яркие акценты — красные барные стулья, диз. К. Грчич для Magis. Кухня по эскизам авторов проекта.
9. Ширма
До гениальности простой прием, мобильный и красивый. Ширма появилась в Китае в VI веке и сначала была только бумажной или шелковой. В VIII веке перебралась в Японию и пришлась там как нельзя кстати: зонировала дома. Ширма — предшественница японских раздвижных перегородок. Хорошо сказал об этом предмете художник Сергей Максютин: «Она дает человеку свободу в планировке своего пространства в зависимости от настроения и состояния. Ширма живет движением человека: он может ее переставить, сложить, убрать и даже повесить на стену — каждый раз картина получается совершенно разная».
Проект Marcante Testa Architetti в Венеции.
Гарри Нуриев (Crosby Studios). Ширма отгораживает спальное место. Арочные завершения ширмы, скругленные формы мебели — все это противостоит жесткой структуре лофта.
Проект Art Derevo. Специально для проекта компанией Lumi была сконструирована необычная перегородка — ширма-жалюзи из ореха.
10. Цвет
Это первое, что воспринимает человек, входя в комнату. Чем резче цветовой контраст в разных зонах, тем очевиднее граница между ними (по крайней мере визуально). С другой стороны, слишком откровенный контраст утомляет (одна зона в красном, другая в зеленом). Зонирование комнаты цветом требует особой чуткости. И не забудьте, что таким путем можно решить оптические задачи. Теплые красные, терракотовые, коричневые оттенки как будто приближают предметы, делают их тяжелее, а дом — уютнее; светлые холодные тона предметы отдаляют.
11. Второй уровень
Реконструкция фермы по проекту Пола Тейса. Высота потолка — 12 м. Над кухней сделана спальня.
Ценность квартиры определяет не площадь, а объем. Высокие потолки открывают огромные ресурсы — пространственный клондайк. Пятидесятиметровая студия обрела дополнительные метры за счет антресолей над ванной и прихожей: пятиметровые потолки легко позволили это сделать. Чаще всего на антресолях располагается спальное место. Не надо затаскивать туда кровать, устройте спальню в духе японского минимализма: футон на грубых досках деревянного настила. Спальню на антресолях можно сделать и при гораздо меньшей высоте. Не обязательно, чтобы там можно было стоять в полный рост. Особенно такое зонирование комнаты понравится детям. Если, конечно, вам повезло с высотой потолка.
12. Свет
Проект Майка Шилова. Комод фабрики B&B Italia в отделке «бронзовый лак» — экспериментальный прототип, не запущенный в серию. Стол из кристалпланта, диз. К. Люст для MDF Italia и стулья Vanity, диз. С. Джованнони, Magis.
Неинтересно и неправильно, когда во всем помещении ровное монотонное освещение. И не нужно стремиться к яркости, излишне яркий свет так же утомителен, как тусклый. В комнате должны быть более cветлые и более темные зоны, свет немыслим без тени. Интенсивность освещения зоны зависит от функции. Еще важно знать, что свет может быть теплым и холодным — в зависимости от источника света он имеет голубоватый, нейтральный белый или желтоватый оттенок. Этим интересно воспользоваться при зонировании, однако «свобода творчества» у вас ограничена. Приглушенный желтоватый свет комфортен для отдыха, но не подходит для работы, в этом случае уместнее белый или голубой, который, в свою очередь, не годится для столовой. Неплохо помнить, что голубоватое свечение сделает более яркими оттенки синего в интерьере, при желтом увеличивается яркость красных и желтых. Чтобы мы чувствовали себя комфортно, вокруг нас должны быть цветовые пятна. Особо подсветите то, что вы считаете достойным, будь то интересный цветной стеллаж, мозаичное панно или картина на стене.
Виллу 1962 года в Беверли-Хиллз модернизировали архитектор Деннис Гиббенс и дизайнер Джейми Буш. Латунные табуреты Hez, диз. братьев Н. и С. Хаас, R Gallery.