Раджи Радхакришнан (Raji Radhakrishnan) возглавляет Raji RM & Associates американскую фирму по дизайну интерьеров. Ее специализация — дома в Вашингтоне и Нью-Йорке. Эксклюзивно для «ИНТЕРЬЕР+ДИЗАЙН» Раджи Радхакришнан рассказала поделилась секретами профи на примере своего дома в Вирджинии. С годами он не утратил своей актуальности благодаря прекрасной коллекции art & design.
«В душе я убежденный классицист. Из классики беру и композицию, и декор, и тщательную проработку пространства и предметов. В то же время люблю современный дизайн — мне интересны яркие, балансирующие на грани эпатажа вещи, которые в окружение вносят свежую струю. Впрочем, какими бы дерзкими они ни казались, большинство из них являются производными традиционных форм — уходят корнями в глубь времен.
Мой загородный дом, который располагается в местечеке Брэмблтон на севере Вирджинии, выстроен в неогеоргианском стиле, хотелось, чтобы наполнение соответствовало фасаду. Поэтому опен спейс первого этажа я заменила анфиладой. Отделку начала с разработки столярных изделий: дверных порталов, плинтусов, панелей-буазери — они задали верную тональность.
Затем распределила на стенах крупные принты, созданием которых занимается мое бюро Raji RM & Associates: их задача держать композицию и создавать перспективу. Цвета и фактуры выбирала по наитию: когда основа уже сформирована, легко представить, какие краски, ткани и предметы будут красиво выглядеть на ее фоне. Много сил отдала поискам арта. Для меня это душа дома — лишь с его появлением комнаты оживают. Размещать произведения искусства на стенах — самое любимое мое занятие. Достойно представить их уже само по себе искусство.
Поскольку я, как уже сказала, в равной степени преданна классике и современному дизайну, то в собственном доме старалась органично соединить одно с другим. Приведу пример. В гостиную я купила низкий диван и переобила его бархатом с тисненым рисунком, который придал простой модели несвойственные ей историчность и детальность. Рядом поставила очень авангардное белое кресло из стекловолокна Марка Ньюсона, опустившее этот диванчик «с небес на землю», а также кофейный столик Вилли Риццо — простой формы, но из ценного дерева и с латунной вставкой. Он явился своеобразным мостиком и к стулу, и к дивану.
Я работала на контрасте исторического и современного, дорогого и непритязательного, простого и сложного — это получается интересно. Мой критерий выбора предметов интерьера прост: каждый из них я должна полюбить. Это должны быть выразительные вещи с собственной историей, а соединенные вместе — рассказывать историю своего владельца.
Больше всего в дизайне меня привлекают 30, 40 и 70-е годы. Люблю Анри Арбюса, Жака Адне, Вилли Риццо, Джо Понти, Антонио Читтерио. Из англичан восхищает сэр Джон Соун, этот архитектор-неоклассицист во многом повлиял на меня как на дизайнера. Если будете в Лондоне, обязательно посетите его дом-музей: оцените пеструю коллекцию, а главное, то, как он работал с пространством, наполняя его светом.
Я не интересуюсь тем, какие оттенки в моде, — что в этом толку, если завтра им на смену придут новые. Оставим игру в тренды сфере фэшн, а для интерьера выберем вечные темы. В качестве основы я предпочитаю разнообразные белые тона. Комната с белыми стенами — как загрунтованный холст, на который можно накладывать любые краски: выбирать яркие ткани, мебель, арт. Или не очень яркие...
Я родом из Индии. Моя страна неоднородна, неоднозначна — как и многое в этом мире. Индия — это и великие моголы, и Эдвин Лаченс, автор планировки Нью-Дели, и Ле Корбюзье, спроектировавший Чандигарх. Сама я выросла в доме, построенном под влиянием знаменитой виллы Савой Ле Корбюзье — мой дедушка был архитектором, руководил успешной фирмой.
Я часто применяю прием, который называю «широкий жест»: добавляю в интерьер один очень крупный компонент, на который входящий сразу обращает все свое внимание. Как правило, в этой роли выступают настенные принты во всю стену, похожие на фрески: изображения Лувра, лондонского метро, репродукции известных картин... Они уже стали визитной карточкой моих проектов. Однако дизайн помещения ими не ограничивается. После первого «вау» вы отметите множество деталей. Я продумываю интерьеры до мелочей».
«Сделайте несколько шагов дальше ... например, сочиняя музыку. Дизайн создается для непрерывной визуальной стимуляции, всегда вдохновляющей и успокаивающей ... Инсталляции и сценографии, как и искусство, через пространственное качество и свет дарят, в сущности, мир, где счастье и немного волшебства запечатлены в самом воздухе».