Всемирно известный архитектор, обладатель многих международных наград построил в Фениксе, штат Аризона, дом для пожилых коллекционеров. Историю его создания он написал специально для читателей «ИНТЕРЬЕР+ДИЗАЙН».
«Планарный дом» я спроектировал по заказу семейной пары пенсионеров, им меня рекомендовал Чикагский институт искусств. Клиенты — очень образованные люди, даже читали некоторые из моих книг. Они сказали: «Самое важное – наша коллекция искусства, поэтому нам нужны плоские ровные стены». У них было несколько видеоработ Роберта Раймана, Янниса Кунеллиса, Брюса Наумана, которые они хотели проецировать на стены, а также картины Кристофера Вула и других авторов. В Феникс они переехали из Чикаго. Продали там квартиру, сдали коллекцию на хранение и, пока строился этот дом, снимали жилье.
Они купили невозможно маленький участок, на котором располагался убогий домик постройки 1950-х. Его мы, разумеется, снесли. С участка открывается прекрасный вид на гору Верблюжий горб и живописный пустынный пейзаж с гигантскими кактусами сагуаро. Я размышлял: как сделать дом простым, геометричным, «планарным»? И понял: необходимы фигурные бетонные плиты.
Поскольку оба заказчика на пенсии, они переживали, хватит ли денег на проект. Я сказал: «Если мы построим дом из бетонных плит, он будет солидным и презентабельным. К тому же бетон способен удерживать прохладу в жару и хранить тепло в холодное время, что важно в условиях пустыни и экологически очень выгодно. Кроме того, вас не будут беспокоить термиты. Но: бетон встанет вам дороже, чем более дешевые дерево и штукатурка. Хочу сообщить вам об этом честно до начала работ». И еще я добавил: «Мне кажется, если вы продадите вон ту скульптуру Джеффа Кунса, все проблемы решатся». Они посмеялись, но все-таки съездили в Нью-Йорк и расстались с парой картин — таким образом, нам вполне хватило денег на бетон.
Язык четкой геометрии подразумевает оперирование крупными деталями. Весь дом — единый бетонный блок, отлитый по частям. Я уже и раньше работал с фигурными бетонными плитами. Например, в часовне Святого Игнатиуса. Однако никогда не применял их в маленьких домах, это мой первый опыт.
Фигурные бетонные плиты – одновременно несущие конструкции и стены дома. Внутри проходит вентиляция, система кондиционирования. В потолке проделаны световые отверстия. Двери выполнены из перфорированной низколегированной стали повышенной прочности, искусственно корродированной до рыжего цвета. Больше всего завораживает то, как сделаны окна. Они – результат сплетения бетонных плит. То есть зазоры между асимметричными плитами и есть окна.
На крыше расположена площадка с перилами, с нее открывается вид на Верблюжий горб. Мы решили, что эта гора будет единственным украшением крыши; никакого другого арта или декора здесь не требуется.
Заказчики в восторге от дома! Пока он строился, они постоянно приходили с раскладными стульями и наблюдали за работой строителей. А те, в свою очередь, вынуждены были ограждать стройку забором из стальной сетки, потому что вокруг постоянно вертелись студенты архитектурных факультетов и надоедали им.
Внутренняя конструкция стен типична для музеев – мягкая штукатурка на фанере толщиной ¾ дюйма. В доме всего одна спальня. Также есть студия для заказчицы площадью около 30 кв. м, хотя она кажется просторней из-за открытой планировки. Дом небольшой по площади, но высокий. Такая форма позволила сэкономить на бетонных плитах.
Дом из асимметричных бетонных плит собирается как паззл — просто и быстро, за два дня. Это то, что я особенно люблю в такой конструкции. Однако сборке предшествует большая подготовительная работа. Это напоминает мне рассказ моего отца о японских строителях.
Отец провел 1946-й год в Японии. Он приплыл на судне, которое должно было принять участие в военных действиях: если бы атомная бомба не остановила войну, мы все равно бы завоевали Японию. В общем, он был в пути, когда неожиданно кончилась война и вместо того, чтобы воевать, отец стал строить дома для оккупационных сил. У него была бригада из японцев, они делали дома из деревянных панелей, которые стыкуются без гвоздей. Японцы все время что-то строгали и вырезали, строгали и вырезали. Шли недели, дома не было. Папа злился. И вдруг — о чудо! За полтора дня вырос дом. Примерно так же воздвигается конструкция из фигурных бетонных плит. Видеть то, как она возникает — незабываемо!»