Архитектор Александр Эрман спроектировал квартиру в новом доме на Старом Арбате. Интерьер был опубликован Александром в журнале «ИНТЕРЬЕР+ДИЗАЙН» в 2012 году. Однако остается ощущение, что он сделан недавно.
Александр Эрман начал проектировать квартиру на Арбате в 2007-м. Выдержал ее в своем фирменном стиле: как будто в старинный дом с красивой сдержанной архитектурой, где-нибудь в Париже или Лондоне, въехали люди и привнесли с собой мебель и декор нового времени. Именно за такими интерьерами шли тогда в бюро Erman & Klodt многие клиенты. По разным причинам в работе возникла пауза длиной в три года.
«Я даже думать забыл про эту квартиру, как вдруг она появилась вновь. Было интересно вернуться к ней: многое изменилось и в мире, и внутри, и с точки зрения творческой, и в бизнесе. Завершился кризис». Готовый проект архитектор менять не стал, но доработал. Сделал его чище, проще. Уменьшил декоративность — добавил функционализм. Количество предметов и деталей явно сократилось, отчего значение каждого из них возросло. «Можно сказать, что у квартиры два рождения», — говорит автор. Творчество осложняли исходные данные: монолитный бетонный дом не давал благодатной почвы. Ужасающие окна плохих пропорций, прорубленные так высоко, что подоконник находится на уровне подбородка, низкие потолки, неудачное расположение стояков.
Лестничная клетка, лифт, общественные коридоры, напоминали пути эвакуации в торговом центре в Мытищах. «Хуже бывают только панельные дома. Нижайшее качество при цене замка в Италии. Люди, которые строили здание, возможно, предполагали, что там будут квартиры, но не представляли, как обеспечить нормальные планировочные решения. Однако я привык к подобным сложностям. К тому же здесь — уникальный случай — позволили увеличить окна. Так что в данном случае мне скорее повезло, чем нет». С чем архитектору точно повезло, так это с заказчиками.
«Я не встречал клиентов, которые бы в меньшей степени вмешивались в процесс. С закрытыми глазами, ничего не боясь, целиком и полностью доверились мне. Были уверены: архитектор знает, как надо. Это повышает ответственность за то, что ты делаешь». Александр Эрман называет арбатскую квартиру «венцом своей личной стилевой эпохи». Но сегодня, говорит, сам он такую создавать уже бы не стал — только если попросят заказчики. «Моя задача как архитектора — сделать красиво то, что просит клиент. В этом мое кредо».
«Сегодня мой принцип — больше функциональности, — говорит автор проекта. — Чистое, хорошо спланированное пространство, в котором стоят красивые самоценные вещи. Такие, что непременно нравятся клиенту и архитектору. Это наш с ним обоюдный выбор: ему они подходят для жизни, а мне — композиционно».
Площадь в 250 кв. м позволила создать просторные комнаты. Открытая гостиная-кухня-столовая — около 70 кв. м, детские по 18 кв. м, хозяйская спальня — 30. Благодаря простой планировке без коридоров и тамбуров пространство использовано максимально полезно. Из гостиной дверь ведет прямо в спальню. Заказчики это одобрили. «Все зависит от образа жизни людей, — комментирует архитектор. Один может спать рядом с работающим телевизором, другому нужна такая тишина, как будто весь мир умер. Я занимаюсь прикладным искусством: воплощаю функцию в пространстве. Ее задает клиент».
В каждом проекте Александра Эрмана представлены уникаты — предметы по его эскизам и чертежам. Они повышают градус роскоши. В открытом пространстве гостиной стоит кухня, похожая на шкаф ремесленной работы. Внутри скрыто оборудование. В модели применены разнообразные материалы. Снаружи — венге с золотой покраской, внутри — вишня, зеркальное стекло, металлическая мозаика. Ящики по торцу красиво отделаны тонкой латунной полосой. Такая деталь сложна в исполнении, но она была важна Александру. «В этом неповторимые приметы авторского дизайна». Подобные закрытые кухни архитектор создает часто. А вот остров со встроенной под крышкой мойкой — такое он сделал впервые. «Я много над ним работал», —подчеркивает автор.