Мастерская Бранкузи — современный музей одного художника — находится рядом с Центром Помпиду и является его филиалом. Но есть еще один, местный секретный адрес Константина Бранкузи (1876—1957) — гениального модерниста, французского скульптора ХХ столетия.
По теме: Любовь и творчество в XX веке
Константин Бранкузи называл эту мастерскую парижским Домом. В 1920-х годах здесь, в тупике Ронсан, рядом с вокзалом Монпарнас, кипела жизнь. Именно тут и прошла все долгие парижские годы Бранкузи, румынского крестьянского сына, который буквально пешком пришел во французскую столицу 14 июля 1904 года.
Он менял пару раз адрес, но не далее, чем на три дома. Жан Кокто так писал в 1926 году о местной обстановке: «Кривые стволы деревьев, массивные каменные блоки, большая печь, где хозяин дома, простой крестьянин, жарил мясо на скульпторской железной спице. По четырем углам мастерской расположились огромные яйца Бронтозавра, а сияющие статуи притягивали к себе прекрасных американок одну за одной, как птиц...»
Вся обстановка (137 скульптур, 87 пьедесталов, 41 рисунок, 2 картины и более 1600 фотографий), по завещанию, переехала теперь в музей, спроектированный Ренцо Пьяно и названный «Мастерская Бранкузи».
После войны в тупичок Ронсан заглядывали Ив Кляйн, Макс Эрнст и Жан Тенгели. «Это была действительно необычная община, тайный художественный мир в середине современного Парижа, охраняемый, как хороший секрет», — писал швейцарский художник Даниэль Спёрри.
Сегодня Sotheby's International Realty продает дом плошадью 240 кв. метра за 3,8 миллиона евро. Объем кухни-гостиной находится под крышей и выходит в мощеный двор, засаженный деревьями. Две мастерские имеют независимый вход и также выходят во двор. Потолки здесь 4 метра. Квартира с тремя спальнями была отремонтирована: белые стены, деревянные полы, лаконичная обстановка.