Илья Сологубовский оформил шале во французском Шамони, где в 1924 году прошла первая в истории зимняя Олимпиада.
«Волею судеб курорт Шамони у подножия Монблана облюбовали сразу трое из моих заказчиков. Для всех них я что-то делал и в России, а это шале — третий по счету проект для одного и того же клиента. Когда есть такой опыт общения, работать легко.
Этот стиль я назвал бы кантри-шик: более благородные отделки, чем просто дерево, более тонкие детали. Никакой савойской резьбы! Волею судеб курорт Шамони у подножия Монблана облюбовали сразу трое из моих заказчиков, — рассказывает Илья Сологубовский. — Для каждого я что-то делал и в России, а это шале — третий по счету проект для одного и того же клиента. Когда есть такой опыт общения, работать легко».
Илью Сологубовского справедливо называют «самым французским из российских декораторов»: ключом к профессии для него стал французский язык. «Я изучал его с детства, через него узнал и полюбил культуру, эстетику, ментальность страны. Франция — в основе моих творческих фантазий, все пропорции и пластика навеяны ее декором и искусством. Учил бы английский, — наверное, было бы по-другому».
Французы считают Илью «своим», неудивительно, что к нему охотно обращаются российские соотечественники, желающие обосноваться на Лазурном Берегу, в Биаррице или Альпах, — а таких становится все больше. «При коммуникации через переводчика ускользает понимание нюансов. А я и с нашими заказчиками, и с местными подрядчиками общаюсь на их родном языке», — объясняет Илья.
Здание, доставшееся от предыдущего владельца, возведено всего лет шесть назад, однако ни на йоту не отступает от канонов шале, принятых в этой части Альп (Шамони входит в департамент Верхняя Савойя). Есть цокольный этаж, который раньше делался из камня, а сегодня из бетона с облицовкой, есть каркасная конструкция из дерева, низкий мансардный этаж, двухскатная кровля из сланца. «Что-либо другое здесь, в зоне исторической застройки возвести невозможно, — говорит Илья. — Жесткие правила определяются архитектурным комитетом мэрии».
«В Бельгии, например, где тоже в каждой местности есть своя традиционная архитектура, все-таки возможно изменить форму крыши или ввести современные материалы. Во Франции отклонения недопустимы. Регламентируется даже цвет, в который вы должны покрасить свое шале, и сорт отделочного камня. Разве что размеры изменились — раньше дома были меньше. Таким образом сохраняется традиционный пейзаж».
Мало того что канонизирован наружный облик, так еще и существуют клише во внутренней отделке: дерево на полу, потолке и стенах, сосновая мебель, белые с красной вышивкой занавески. «Мы посчитали, что классику надо приблизить к современности, — сообщает Илья. — Наш стиль я назвал бы кантри-шик: более тонкие детали, более благородные отделки. Дерево присутствует лишь в конструктивных элементах, никакой савойской резьбы! Поскольку Илья Сологубовский занимается не только архитектурой, но и декором, в интерьере для него очень важен текстиль. «Ткани не довесок, а полноценный компонент архитектуры. Их подбором я начинаю заниматься одновременно с работой над планировкой — так возникает гармоничный интерьер. В данном случае изначально было понятно: для создания современной атмосферы необходимы яркие цвета. Мы взяли анисовый, сине-фиолетовый. При этом ввели немного геометрии, близкой традиционному савойскому орнаменту».
Традиционную балочную архитектуру мы обыграли, чтобы она смотрелась не столь рустикально. За счет декоративных покрасок придали поверхностям разнообразные оттенки и фактуры. Вопреки правилам обшивку не оставили натуральной, а покрыли белым маслом, балки тонировали под седой дуб — светлые плоскости хорошо работают в контрасте с бежевым дубом пола. Разнообразные техники мы придумывали вместе с бельгийским художником Парис Моло: есть и серебрение, и золочение, и эффект перламутра... Нам приходилось слышать от соседей: «Вы покусились на святая святых». Но я убежден: авторские архитектура и дизайн должны нести в себе дух времени».
«Когда достается готовое здание, его необходимо адаптировать под образ жизни и вкус новых хозяев. Прежний владелец устроил в шале фактически две квартиры с раздельными входами, счетчиками и кухнями — вероятно, чтобы сдавать в аренду. Мы объединили их в единый дом (350 кв. м). Пространство перекроили полностью: меняли инженерные коммуникации и отделку, переставляли перегородки, даже двигали капитальные стены на уровне цоколя. Единственное, чего не было дозволено, так это возводить пристройки: все изменения проводились в объемах, заданных наружными стенами».
Заказчики — фанаты природы и лыж, любят принимать гостей. Поэтому на основном уровне появился огромный опен спейс кухни-столовой-гостиной. Хозяйка относится к приготовлению пищи очень по-французски, артистично, все время находится в центре внимания, не переставая общаться с гостями. Так что кухонный остров, он же барная стойка, стал важнейшим компонентом, вокруг которого разворачивается действо. А вот спальни сделаны маленькими. У хозяев комната для сна даже меньше, чем ванная: 15 против 18 квадратных метров. В конце концов, в горы ездят прежде всего ради гор.
Шале неотделимо от гор, поэтому в Альпах смотрится бесспорно лучше, чем на Рублевке. «В России так заведено: мы везем мебель и архитектуру со всего мира, не задумываясь — лишь бы нам нравилось. Зачастую создаем интерьер, который не согласуется с фасадом. Заказчик строит с архитектором дом, а потом, когда все завершено, приглашает автора интерьеров. И говорит, что хочет стиль прованс, при том что окна у него в формате избы. В то же время, на мой взгляд, и под Москвой можно было бы воспроизвести стилистику шале: она смотрелась бы вполне органично во вписанной в ландшафт лесной постройке.