«На первом месте у меня архитектура. За ней следуют скульптура и живопись, потом идет мебель, в самом конце — текстиль». Таким образом определяет порядок работы Жан-Луи Деньо.
Один из самых ярких декораторов десятилетия, он сегодня нарасхват. В его портфолио — нью-йоркская квартира Дональда Трампа, дворец в Гималаях с глинобитными стенами, три шале в Аспене и три дачи под Киевом. Деньо может работать в любых стилях, но его предпочтения — неоклассика и ар деко, которое он развивает в интересном и модном направлении. «Мои проекты не ностальгические, они сегодняшние».
Одна из образцовых работ — парижская квартира для английской семьи с тремя детьми (для которой он уже делал таунхаус в лондонской Белгравии). Район Трокадеро, дом 1880-х годов, добротная архитектура, 270 кв. м. Однако то, что для любого другого — мечта, для Деньо — банальность. «Эти квартиры времен барона Османа выглядят как типовой проект: все на одно лицо». Он расстался со старой лепниной и мраморными каминами, не пощадил паркета елочкой. Таков принцип Деньо. Если берется за реконструкцию, то сносит все до нуля, расчищает до «скелета». Переносит окна, меняет форму дверей, соединяет комнаты. Ведь взамен декоратор предлагает уникальный авторский интерьер.
В этой квартире, например, Деньо прорубил анфиладу через восемь несущих стен: «Обожаю перспективу!Пространство будто уходит в бесконечность!» Помещения в анфиладе соединяются дверьми, покрытыми 10 слоями лака. Бронзовые накладки на них, как и многое другое, изготовлены по дизайну Ж.-Л. Деньо. Ценные материалы, красивый свет, изысканные контрасты, тонкая графика, простые формы и сложные светлые тона — таково нео-ар-деко Деньо. «Чтобы декор прожил долго, он должен быть сложным. А то, что собрано просто и быстро, может надоесть через год». Мягкую мебель он непременно переобивает в современный, высокотехнологичный текстиль. Так в творчестве француза проглядывает американский акцент: комфорт клиентов превыше всего.
Мэтр учит: «Роскошь — в сбалансированности. Когда каждый элемент — двери, бра, картины — находится на своем месте, и ничего другого представить здесь невозможно. Когда возникает ощущение покоя. При всем при том роскошь предполагает легкий налет театральности. Градус люкса должен повышаться. Говоря языком математики, в прихожей я даю 10 пр оцентов, в холле 20, в гостиной 30, в столовой — все 40. Еще мне нравится такая идея: как будто заказчики после путешествия (из всех прошлых своих жилищ) наконец-то возвращаются домой. Где все логично, красиво и придумано специально для них.
«Чтобы декор прожил долго, он должен быть сложным. А то, что собрано просто и быстро, может надоесть через год».
Своей задачей я вижу переместить клиентов на новый уровень жизни, при глубочайшем уважении к их привычкам. Здесь, например, спальня располагается рядом с кухней. Ну и что такого? Родители захотели быть поближе к месту, где кипит жизнь семьи».
Деньо никогда не сделает стены белыми. «Это цвет гипса. Предметы на его фоне мертвы, и кажется, что все висит в воздухе». Он предпочитает оттенки неяркие, но сложные. Cпециалисты называют Деньо последователем Жан-Мишеля Франка: он столь же виртуозно обращается с материалами. Смешивает слюду, шагреневую кожу, маркетри из соломки и опалин, выбирает мрамор и махагони. Для него обязательны акценты из металла: Деньо знает, что без блеска латуни и бронзы ощущения роскоши не создать.
Свое новое ар-деко Деньо создает на основе современных предметов: не моложе пятидесятых годов. Естьбезымянный винтаж, но есть и настоящие шедевры галерейного уровня: столик Филиппа Икили, подсвечники Джо Понти, лампы Эрве ван дер Стратена. Один из любимых его «поставщиков» — знаменитый парижский антиквар и декоратор Ив Гасту.
Жан-Луи Деньо окончил престижную школу Камондо. И еще, по его словам, самостоятельно изучал классическую архитектуру — сегодня это ему очень помогает в работе. «Хотите вневременную резиденцию? Вы не ошибетесь, если будете опираться на постулаты классики: строить пространство с перспективой, в каждом помещении создавать оси и композиционные центры, симметрично расставлять предметы».