Соня и Алекс Черняковы, бюро А. Сherniakov Architects, спроектировали резиденцию в Подмосковье. Стилистика — «лиричный модернизм».
«В России почва для архитектора благодатная. Здесь ценят его работу и понимают, зачем он нужен. Даже не самые богатые семьи, купив квартиру, обращаются к архитектору или дизайнеру. Ну а среди тех, кто обладает большими деньгами, считается хорошим тоном привлекать топовых авторов». Взгляд со стороны всегда интересен, а уж Алексу Чернякову есть с чем сравнивать. Он долго работал и продолжает практиковать в Израиле, где в свое время получил диплом архитектора. Сегодня востребован в России. Вместе в ним трудится жена и партнер бюро Соня.
Алекс и Соня подчеркивают свою приверженность модернизму, однако уточняют: «Мы любим ранний модернизм: живой, лиричный, в чем-то даже несовершенный. Вот и в этой подмосковной резиденции было желание обратиться к первоисточникам 1930-х. Не хотелось повторять минималистские тенденции последнего десятилетия. Архитектура, в отличие от дизайна, живет долго, и, чтобы человек от нее не устал, она не должна быть пустой, монотонной».
Интересно, что изначально Черняковы были приглашены к работе как ландшафтные архитекторы. Однако, получив эскизы, клиент предложил им полностью взять на себя проект интерьеров. Алексу и Соне было дано задание добавить к комплексу бассейн длиной не менее 20 м, гараж, перепроектировать здание спа, встроить лифт. А также пересмотреть концепцию фасадов и планов уже возведенных построек (к счастью, пока лишь стоявших в бетоне).
«Задача была не из простых: участок не настолько велик, чтобы вместить такое количество функций. В результате мы решил опустить бассейн под землю. Более того, по новой концепции, линеарный бассейн и его обходная галерея выполняют связующую функцию для основных зданий комплекса: дом–бассейн–спа–гараж. Другими словами, бассейн превратился в «молл», где одним «якорем» стала рекреационная зона в цокольной части (домашний кинотеатр, винотека, биллиард), а другим — спа, его патио и площадка-двор перед гаражом и служебным корпусом».
Все здания насыщены естественным светом, роскошными натуральными материалами и открыты окружающей природе. Интерьеры ненавязчивы, спокойны. «Мы считаем, что доминантой является человек, а дому отводим роль нейтральной, гармоничной оболочки. Она как комфортная одежда. Как воздух: когда мы дышим, мы его не замечаем».
Участок занимает полгектара, однако почти половина приходится на обрывистый склон. Отсюда открывается великолепная панорама: река, поля лес. С 45-градусного склона к реке спускается серпантинная лестница. На оставшейся территории постройки расположены компактно. Помимо основного дома (800 кв. м), комплекс включает также здания охраны и гаража (всего 250 кв. м), подземный бассейн (300 кв. м), блок спа (85 кв. м ). Кровлю гаража авторы сформировали террасами. Такая конфигурация увеличивает площадь внутреннего двора и создает красивый амфитеатр. На его ступенях, облицованных юрским известняком, хорошо любоваться природой.
Алекс и Соня приступили к работе над домом, когда каркас уже был готов. «Мы добавили новые проемы, расширив панорамный вид, создали террасу и перголу, поменяли раскладку фасадных материалов, переработав практически все детали и узлы. Это существенно повлияло на образ построек. Нашей целью было гуманизировать пространство, максимально открыть его в природу, наделить полноценным лексиконом загородного дома».
«Архитектура в западном понимании — тотальная профессия, — говорит Алекс. — Мне странно иногда сталкиваться в России с противоположным, устаревшим видением профессии. Когда человек говорит: я архитектор, объемщик, интерьеры мне неинтересны. В этом я вижу рудимент Советского Союза. Возьмите Ле Корбюзье или Райта, любого современного западного автора или российского нового поколения: если они берутся за работу, то проектируют от и до».
Алекс и Соня часто наполняют свои проекты авторскими вещами, будь то системы хранения, камин, изголовье кровати или светильники. «Для этого дома часть мебели, например стеллажи, стеновые панели, мы осознанно спроектировали в стилистике, близкой ар деко, — она присутствовала в проектах раннего модернизма. Правильно смоделированная эклектика делает архитектуру более многослойной, человечной».